Вряд ли найдется человек, которому доставит удовольствие стать свидетелем чужой семейной ссоры, да еще такой, в которой на поверхность вытаскиваются застарелые обиды и взаимные претензии, причины которых уходят в глубину прошлого века. Дополнительную пикантность этой ссоре придавало присутствие многочисленных журналистов, а также тот факт, что каждое действие, каждое заявление и каждый взгляд участников переговоров мгновенно превращался в повод для обсуждения и осуждения в соцсетях.
Забавно, что даже в этом, сугубо западном конфликте многие все равно пытаются разглядеть тень Путина, которая упала на когда-то безоблачные европейско-американские отношения. Ги Верхофстадт, руководитель фракции Европарламента "Альянс либералов и демократов за Европу", иронично написал в Twitter, что на знаменитой фотографии переговоров G7 обсуждается вопрос к Трампу: "Скажи нам, какой компромат на тебя имеет Владимир (Путин. — Прим. ред.) и, может быть, мы сможем помочь".
Шутку вряд ли можно назвать удачной (и не факт, что это была шутка), но зато точно можно сказать, что тем, кто видят руку Путина в нынешнем кризисе Запада, уже никто и ничем помочь не сможет. Эта паранойя уже неисправима.
Судя по его поведению на самом саммите и после саммита, американский президент был готов делать все, чтобы продемонстрировать: "шестерка" (то есть лидеры стран, которые взбунтовались против его политики) ничего не стоит, и в этом смысле демонстративное "приглашение за стол", обращенное к российскому лидеру, было необходимым элементом программы по укрощению строптивых "союзников". Идея провалилась, но Трамп, видимо, и не ожидал другого.
Особую остроту чувству разочарования от саммита G7 для западной аудитории придавали новости и фотографии с другого саммита, в котором участвовал российский президент и который проходил в китайском Циндао.
На практике оказалось, что "семерка" — это на самом деле организация, разъединенная общими ценностями, которая даже не может принять итоговую декларацию, а ШОС — это живой и вполне работоспособный механизм по гармонизации внешней политики стран с разными интересами, и именно поэтому ШОС хотя бы может прийти к единой позиции по итоговой декларации своего саммита. Более того, страны ШОС, включая "новичков" организации — Индию и Пакистан, — внесли в итоговую декларацию очень неприятный для Вашингтона "валютный пункт", обозначив нацеленность организации на расширение объемов использования национальных валют в торговой и инвестиционной деятельности. Фактически в будничном тоне продекларирован курс на евразийскую дедолларизацию, но Вашингтон так занят разборками со своими собственными европейскими и североамериканскими союзниками, что даже как следует отреагировать на этот открытый вызов ему недосуг.