ВИЛЬНЮС, 1 мая – Sputnik. Железнодорожная инфраструктура стран Балтии не приспособлена для быстрой переброски войск и техники стран НАТО в случае конфликта, сообщает RT со ссылкой на доклад экспертов из Военной академии США в Вест-Пойнте.
Причиной является то, что стандарт железнодорожной колеи в Литве, Латвии и Эстонии по сравнению с другими государствами Европы различается. Отмечается, что железные дороги в Прибалтике остались со времен Советского Союза.
"Данная несовместимость означает, что поездам, перевозящим военную технику и припасы из крупных баз НАТО в Германии или Польше, придется перемещать свой груз на составы, приспособленные к российской колее, или доставлять его до пункта назначения на грузовом автотранспорте. Оба варианта требуют не только значительных временных затрат, но и привлечения обученного персонала и существенных военных ресурсов, таких как системы транспортировки тяжелой техники, военная полиция и охрана. Кроме того, необходима осведомленность в подобных операциях и умение их проводить", — говорится в докладе экспертов.
Кроме того, в документе подчеркивается, что Россия использует железные дороги для переброски военных подразделений. В качестве примера эксперты приводят российско-белорусские учения "Запад–2017".
"В отличие от (Вооруженных сил. — Sputnik) Российской Федерации, силам НАТО недоступна неограниченная свобода передвижения войск по дружественной территории. В настоящее время в странах Балтии российский стандарт ширины железнодорожной колеи, тогда как в других европейских государствах — членах НАТО европейская колея", — говорится в докладе.
По словам вице-президента Российской академии геополитических проблем Владимира Анохина, альянсу потребуется минимум двое суток, чтобы перебросить войска из Германии к российским границам. По мнению эксперта, мобилизационные возможности России "намного сильнее и серьезнее".
Американские специалисты отметили, что железнодорожная инфраструктура стран Балтии значительно отстает от других европейских государств. Проект Rail Baltica по строительству железнодорожной магистрали должен исправить ситуацию. Предполагается, что железная дорога соединит Прибалтику с Западной Европой. Однако в отчете подчеркивается, что проект будет реализован не раньше 2025 года.
Эксперты рекомендуют как можно скорее модернизировать железнодорожные пути в Литве, Латвии и Эстонии.
"Усовершенствование железнодорожной сети даст НАТО… способность быстрой переброски бронетанковых войск в преддверии серьезных провокаций со стороны России или российских учений (таких как "Запад") с сохранением возможности их отвода, как только обстановка разрядится", — говорится в докладе.
Согласно плану Еврокомиссии, ЕС собирается упростить перемещение войск и военной техники по территории стран-участниц. Планируется, что до конца 2019 года проведут проверку мостов и железных дорог, которые могут быть использованы для передвижения военной техники. При необходимости некоторые из них подвергнут реконструкции.
Россия не раз подчеркивала, что ни на кого не собирается нападать. По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, НАТО прекрасно знает об отсутствии подобных планов, однако использует возможность для усиления военного присутствия возле российских границ.