Вулкан страстей
Согласитесь, что название "С пеной у рта" — достаточно своеобразное. Оно совершенно четко намекает, что в фильме будут скандалы, агрессия и ярость. А в том, что гнев — праведный, исходя из названия, приходится сомневаться.
И тем не менее название привлекательное. Хотя бы тем, что в нем есть энергия. В прошлом году, на 39-м ММКФ, я смотрел много прибалтийских фильмов. И скажу сразу, что никакой энергии в них не было. Какие-то из них забылись тотчас после просмотра, какие-то запомнились, но не как образчики мощного мотора действия. И если в картине с таким пружинистым названием будет происходить обычная медитация, размышлял я, то это будет, пожалуй, оксюморон.
Повествование достаточно камерное. Действие происходит в семье — муж, жена, детей нет. У мужа, бывшего полицейского Дзидзиса — одна нога. Узнаем мы об этом не сразу, а минуте примерно на пятнадцатой. А до того можем только подозревать такое отсутствие одной из конечностей. Но зато на пятнадцатой минуте это знание обрушивается на зрителя и шокирует. "Ну ничего себе! — думает зритель. — Ну дают! Как же эти прибалтийские кинематографисты за нос-то меня водили!"
Дзидзис — своего рода Отелло. Он так же, как шекспировский мавр, мучается ревностью. Ему кажется, что жена ему изменила. А с кем? С семнадцатилетним учеником спортивной школы, прыщавым бугаем. Бывший полицейский суров — он идет разбираться с этим мальчиком. Но не тут-то было! Подросток очень нахален — он с избыточной жестокостью издевается над несчастным ревнивцем. Он начинает преследовать его жену.
А у полицейского из вольера сбегают собаки. Притом одна из них, похоже, бешеная. И можете не сомневаться — они еще как вмешаются в действие.
Анатомия агрессии
Это совершенно неожиданно для прибалтийского кино, но "С пеной у рта" (во всяком случае, начало фильма) кажется неонуаром. Примерно такой производят братья Коэны. Правда, потом у них конфликты обретают кровавое разрешение. А вот в рассматриваемом фильме финал все-таки — более европейский. Не буду говорить какой. Но не такой однозначный, как могли бы сделать американцы. Никаких кровавых точек в повествовании не расставляется. Только многоточия…
Фильм энергичный. Он насыщен конфликтами, которые переходят в ярость, а та порождает пену у рта. Любовный треугольник плавится от зашкаливающих эмоций. У каждого героя — своя правда. Каждому можно посочувствовать. И бывшему полицейскому, и его жене. А более молодые зрители, уверен, будут сочувствовать подростку. Почему нет?
Конечно, вряд ли фильм претендовал бы на победу в престижном кинофестивале, если бы не был чем-то большим, чем просто история. Если разобраться, перед нами исследование агрессии в современном европейском обществе. Создатели фильма анатомируют это социальное явление, пытаются понять — откуда оно берется? Из проблем в семье? Сложностей на работе? Сексуальной распущенности? Злоупотребления спиртным? Подростковых прыщей? Или просто все общество кто-то покусал?
Но очевидных ответов не ждите. Хотя если вы после фильма задумаетесь, попробуете как-нибудь небольшой кусок мира вокруг вас сделать лучше, то фильм, можно сказать, свою миссию выполнит.
Хочется отметить эпизоды с животными. Сняты реальные собаки — большие, опасные. И притом они не просто выполняют команду "сидеть". Четвероногие актеры все больше подчиняются команде "фас". Они бросаются на людей, кусают их. В достоверности и натуральности съемок сомневаться не приходится. Но как это снято — загадка. Возможно, ноу-хау балтийского кинематографа.
Шанс есть у всех
После пресс-показа к журналистам и кинокритикам вышел режиссер фильма Янис Нордс. Он оказался высоким молодым мужчиной с суровым лицом. Не очень сильно, но Янис Нордс показался похожим на российского Данилу Козловского.
Нордс флегматично выслушивал комплименты фестивальных зрителей. Он рассказал, что хотел сделать кино реалистичное, жизненное. И при этом избегал какого бы то ни было удешевления. Именно поэтому из фильма практически выпала предыстория одноногого Дзидзиса. Мы ничего не знаем о том, как он потерял ногу. Только догадываемся.
"Я понял, что эта история может просто испортить картину, повлиять на зрительское восприятие, — рассказал Янис Нордс. — У нас она была снята, но в итоге, уже на финальном монтаже, я ее вырезал".
В своей работе Янис стремится избегать шаблонов. Именно поэтому и концовка фильма такая — какая есть, без однозначной развязки и забрызганных кровью обоев.
"Я решил дать Дзидзису шанс, — флегматично пояснил режиссер. — Это — не пропащий человек".
И это, в общем-то, луч света. Режиссер дает нам понять, что выход есть всегда. И даже если путь агрессии ведет вас в бездну, с этой дорожки можно свернуть.
В целом же прибалтийский кинематограф в этом году очень мощно представлен на ММКФ. Проходят специальные показы в рамках программы "Век кино стран Балтии". Но об этом — в следующий раз.