Тот факт, что нынешняя политическая разруха в первую очередь выгодна консерваторам, очевиден. Также понятно, почему они вместе с соцдемами Гинтаутаса Палуцкаса заговорили о досрочных парламентских выборах: они вполне обоснованно надеются улучшить свои позиции за счет "Союза крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ).
Однако насколько реалистичен такой сценарий, где вы видели парламент, который бы сам себя распустил? Другими словами, вероятность того, что "крестьяне" так легко сдадутся, мала, но эта ситуация уже подарила одну несвойственную политической жизни Литвы вещь — уличный протест.
От Киева до Вильнюса
Лидер консерваторов Габриэлюс Ландсбергис отметил, что и среди "крестьян" есть политики, готовые поддержать досрочные выборы. Это может означать, что "Союз Отечества — Христианские демократы Литвы" (СО-ХДЛ) пытается политически соблазнить представителей конкурента, но собрать таким образом 85 голосов оппозиции все равно будет сложно (тем более что президент, похоже, в этот балаган вмешиваться не собирается).
Скорее всего, поэтому мы увидели митинг у Сейма. Некоторые политологи отметили, что это признак того, что люди стали терять терпение, но акция была очень похожа на хорошо организованный консерваторами спектакль с заранее прописанным сценарием.
Некоторые эксперты уже отметили, что политика стран Балтии "украинизируется" (становится неадекватной, популистской и юридически сомнительной). Да, на улицах Вильнюса еще не горят шины, но когда непонятный литовский майдан во главе с таким персонажем, как журналист Андрюс Тапинас, берется говорить от имени всей общественности (большая часть которой плюет на всю эту клоунаду в Сейме), и в это же время депутат-консерватор Раса Юкнявичене в прямом эфире заявляет, что нынешний Сейм и вовсе нелегитимен, а лидер СКЗЛ Рамунас Карбаускис — "агент Кремля", сомнений в отношении режиссеров этого шоу остается все меньше. Удивляют меры, к которым прибегают для достижения цели.
Однако Карбаускис и спикер Сейма Викторас Пранцкетис, который заявил, что ему стыдно руководить таким парламентом, упорно продолжают думать, что проведение досрочных выборов не является конструктивным шагом. Поэтому та же Юкнявичене все-таки засомневалась в их перспективе. Так чем же может закончиться эта история?
Не поможет, но и не навредит
Карбаускис говорит, что "крестьяне" популярны как никогда, потому что за них говорят их дела. Однако очевидно, что их политика противоречива, и поэтому популярность партии и ее лидера падает. Соответственно, конкуренты чувствуют запах крови и душат оппонентов всеми возможными способами.
С другой стороны, этот шум по поводу контроля "независимых депутатов", непрозрачного голосования и высосанные из пальца обвинения, скорее всего, спустя некоторое время прекратятся. Конечно, нельзя сказать, что это совсем не повредит "крестьянам" (иначе премьер-министр Саулюс Сквернялис, по-видимому, так бы не нервничал, отвечая на вопросы журналистов). Но это воздействие не должно быть долговременным и критичным.
Другими словами, "пациент" правящих скорее жив, чем мертв, и на этот раз он выживет и станет мудрее, так что впредь не придется оправдываться, как в случае с интерпелляцией Бастису. Между тем консерваторы продолжат искать предлоги для атак, и следует отметить, что они становятся более агрессивными и изобретательными.
Короче, чем дальше, тем веселее. Только стыдно из-за того, что, как сказала Даля Грибаускайте, парламент страны "все больше напоминает сеймик раздора", который в основном занимается выяснением политических отношений, а не конструктивной работой.