Неслыханный скандал в благородном литовском обществе. В то время, когда все прогрессивное и миролюбивое человечество в едином порыве сплотилось против "русских варваров", литовские депутаты посмели оправдать своего коллегу, по уши замаранного сотрудничеством с русскими. Депутату Сейма Миндаугасу Бастису по решению Конституционного суда, заключению всяких комиссий и спецслужб грозило не только публичное осуждение, но и чуть ли не уголовное преследование.
А ведь обвинения в адрес Миндаугаса Бастиса были нешуточные. Конституционный суд своим решением подытожил результаты расследования не только специальной комиссии Сейма, но и спецслужб Литвы. Из них явствует, что Бастис грубо нарушил Конституцию и присягу, скрыв свои связи с бывшим сотрудником КГБ Петром Воейко. В вину депутату социал-демократу также ставили его связи с представителем "Росатома" Евгением Костиным и журналистом Российской телерадиокомпании Эрнестом Мацкявичюсом. Правда, все это было в далеком прошлом, когда Бастис еще не был депутатом Сейма. Но разве это приуменьшает факт самого заражения "русским вирусом" литовского законодателя?
Так что к моменту решающего голосования в Сейме в вине Бастиса никто не сомневался. И вот в самый ответственный момент, когда казалось, что кара неминуема, при тайном голосовании 21 член Сейма высказался против импичмента Бастису, а 24 — воздержались. Для лишения мандата провинившегося депутата не хватило целых 13 голосов. Кто эти депутаты-диверсанты, скрывшиеся за тайным голосованием?
Президент Литвы Даля Грибаускайте в шоке. Буквально через несколько минут после скандального голосования пресс-служба главы государства распространила гневное заявление. "Пренебрегая заключением Конституционного суда и игнорируя интересы национальной безопасности государства, таким голосованием Сейм себя позорно дискредитировал", — сказала Грибаускайте.
Парламентская оппозиция была еще более красноречива. Лидер либералов Эугениюс Гентвилас результаты голосования назвал пощечиной Департаменту госбезопасности и Конституционному суду. А женский глашатай консерваторов, экс-министр обороны Раса Юкнявичене кричала о чуть ли не захвате здания Сейма "зелеными человечками" без опознавательных знаков, намекая на самую крупную фракцию в правящей коалиции — "Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ).
"Можно считать, что это просто желание сохранить большинство и иметь исключительно лояльного к себе человека, такого раненого, немного побитого, но, с другой стороны, если взглянуть на то, что мы нашли при проведении расследования в Комитете по национальной безопасности и обороне, то я расцениваю это как захват части сейма", — приводит слова Юкнявичене издание "Обзор".
В шоке был и спикер Сейма Викторас Пранцкетис, заявивший: "Такой исход голосования о лишении Бастиса мандата члена Сейма просто не имеет оправдания. Это доказывает, что личные интересы людей, которые представляют Литву, переступили через общественный интерес".
Свою интересную версию случившегося озвучил и староста самой крупной фракции, лидер партии "Союз крестьян и зеленых Литвы" Рамунас Карбаускис. В том, что импичмент Бастису не состоялся, Карбаускис обвинил… консерваторов, которые заинтересованы внести сумятицу в стабильную работу Сейма и правительства.
"Думаю, что консерваторы сознательно думали устроить какую-то провокацию, чтобы нас обвинить. И вот сейчас это очень странное обвинение. И это после того, как в зале заседаний Раса Юкнявичене сама сказала, что "мы будем голосовать единодушно". Вот тогда у меня и возникло это подозрение. Я им поделился в своем комментарии во время заседания, что мне кажется странным, почему вы (Раса Юкнявичене. — Sputnik) это говорите, ведь голосование тайное? Как это расценивать?" — сказал Карбаускис после обнародования результатов голосования.
И что теперь делать? Переголосовать? В истории литовского парламентаризма подобное уже бывало, и не раз. Так что вполне возможно, что история с импичментом Миндаугасу Бастису еще не закончена.
Буквально на следующее утро после скандального голосования спикер сейма Викторас Пранцкетис уже заявил, что будет искать способы как бы повторить голосование по импичменту Бастису и сделать голосование открытым.
Сам же Миндаугас Бастис во вторник вечером был сдержан и лаконично немногословен. "Давайте не будем спешить. Позвольте мне прийти в себя после всего этого процесса. Мне было важно, чтобы была сохранена моя честь и честь моих близких, и мне это удалось сделать", — сказал Бастис журналистам.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.