Американский президент все-таки ввел пошлины на сталь и алюминий из Европы, поступая по принципу "разделяй и властвуй". Евросоюз пытается действовать единым фронтом и продолжает надеяться на исключение, как Мексика и Канада, но готовит ответные меры.
В результате Литва может оказаться в затруднительном положении, поскольку ей важна дружба как с Вашингтоном, так и с Брюсселем. Однако момент истины, похоже, неумолимо приближается, и придется выбирать. Вопрос — кого?
Кому-то — все, а кому-то — ничего
Для начала вспомним, как складываются отношения Литвы с ЕС. В политической плоскости она считала и считает США главным гарантом национальной безопасности, а Евросоюз — этакой дойной коровой, из которой можно за спасибо выкачивать деньги на развитие страны. Когда у Брюсселя возник политический конфликт с Варшавой, Вильнюс поддержал поляков. В ЕС пока терпят.
Что касается отношений блока с Россией, то в Европе уже многим опостылели антироссийские санкции, но Литва продолжает настаивать на их продлении. Конечно, ее позиция не является ключевой в данном вопросе, но уже начинает надоедать.
Кроме того, литовские политики призывают страны ЕС покупать дорогой американский газ, а не дешевый российский, и, мягко говоря, не приветствуют проект газопровода "Северный поток – 2". Хотя какие у них основания указывать той же Германии, что делать, непонятно (особенно с учетом собственной "эффективной" энергетической политики, в которой антироссийской политики больше, чем экономического расчета).
При этом Литва без тени смущения требует у ЕС деньги на все подряд: на закрытие Игналинской АЭС, средства на которое деваются непонятно куда; на синхронизацию электросистем; на аграрный сектор и так далее.
И вот теперь эта история с пошлинами, в которой неверный шаг может иметь далеко идущие последствия.
Терпение на грани
Во время встречи с бывшим госсекретарем США Рексом Тиллерсоном, которая состоялась еще до решения Трампа, министры иностранных дел стран Балтии выразили надежду на то, что Соединенным Штатам и Евросоюзу удастся избежать конфликта на почве протекционизма (поскольку очень не хочется выбирать между Америкой и Европой).
Дополнительно осложняет ситуацию тот факт, что на политические выходки младоевропейцев Брюссель еще может закрыть глаза, но на финансовые выпады он реагирует крайне остро. И тут уж — кто не с нами, тот против нас.
Кроме того, как было сказано выше, Литва и так ведет себя вызывающе в отношениях с Евросоюзом, критическая масса недовольства которого близка к красной черте. В связи с этим ее возможное решение препятствовать консолидированному европейскому ответу на действия Трампа может переполнить чашу терпения Брюсселя.
При этом американцы, скорее всего, и пальцем не пошевелят, чтобы как-то поддержать своих верных сателлитов в ЕС, поскольку служба такая — бросаться под танк за старшего брата ради идеи.
Короче говоря, президент США своей экономической политикой в Европе поставил Литву в крайне неудобное положение, и выбирать между Америкой и ЕС, видимо, придется. Если мыслить здраво, то уже давно надо было начать ориентироваться на Брюссель, который рядом, а не за океаном, и еще деньги дает. Однако Вильнюс зачастую поступает так, как выгодно США, а не ему. А литовские аграрии, строители и энергетики, структурная помощь которым со стороны ЕС может быть ограничена, должны понять, что "уговор дороже денег".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.