ВИЛЬНЮС, 12 мар — Sputnik, Александр Липовец. Десятый номер "Республики", в котором Витаутас Томкус обещал поставить все точки над i, вышел по графику, в субботу 10 марта, тиражом 25 тысяч экземпляров. Как раз накануне главного государственного праздника — Дня восстановления независимости Литвы 11 марта 1991 года. Ни спецслужбы, ни другие властные структуры выходу номера не препятствовали.
Анонсированный взрыв общественного мнения не случился. Обсуждение или осуждение, по сложившейся с советских времен традиции, свелось к разговорам на кухне. Все ведущие литовские СМИ гробовым молчанием проигнорировали публикации "Республикой" списков агентов КГБ. И это не удивительно.
Кто есть кто
Последний номер "трилогии о стукачах" завершался списком, в котором масса фамилий самых известных журналистов и редакторов крупных изданий, находящихся, по намекам Томкуса в пояснительной статье, под присмотром Департамента госбезопасности (ДГБ). Кто из них активный стукач, а кто лишь "в разработке", можно только догадываться.
Сам же издатель Томкус свои действия объяснил витиевато и туманно. Мол, хотел освободить три миллиона литовцев от подозрений, которые пали на всех них после того, как 80 депутатов Сейма Литвы в 2015 году решили на 75 лет засекретить имена сексотов (секретных сотрудников. — Sputnik) КГБ.
Возмущение же Томкуса вызвала и публикация усеченного списка "стукачей КГБ" на сайте государственного Центра геноцида и сопротивления жителей Литвы. В том списке почему-то выборочно указаны имена и фамилии определенных политиков и деятелей культуры, многие из которых уже мертвы. А вот имен тех, кто продолжает руководить Литвой из кабинетов Сейма, правительства и президентуры, почему-то нет.
Себя же Томкус именует не иначе как "деревенским дурачком" или юродивым, устами которого говорит сама правда.
Подневольные и добровольцы
А правда такова, что всех, занесенных в списки, стукачей КГБ можно поделить на две категории — подневольных и добровольцев.
Первых в свои сети коварные кагэбисты заманили угрозами, шантажом, а может быть, и насилием. Это касается в основном мягких по натуре работников культуры, проворовавшихся советских чиновников и даже уголовников, которых покрывали кагэбисты в обмен на стукачество. Эти люди, по мнению Томкуса, достойны не только осуждения, но иногда и сочувствия.
Страшнее те, кто писал доносы на окружающих по "велению сердца" и на этом строил свою карьеру и при Советах, и при демократическом капитализме. Не удивительно, что многие из них "переобулись в полете" в 1991 году и из списков агентов КГБ перекочевали в списки агентов Сороса и ДГБ. Имена и фамилии этих перекрасившихся Томкус отметил в своих публикациях жирным шрифтом. Большинство из этих стукачей-добровольцев — действующие и бывшие депутаты Сейма, члены правительства. Вот их имена должны знать и помнить честные граждане и патриоты Литвы, считает Витаутас Томкус.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.