Европейские компании смотрят на прибалтийский рынок как на рынок утилизации низкокачественных продуктов. Продукты питания одной и той же марки в странах Западной Европы и Литве существенно отличаются. Разумеется, не в пользу последней.
Состав сыров, молочных продуктов, шоколада, кофе из стран ЕС, попадающих на полки литовских торговых сетей, более вредный и менее натуральный, чем у тех же продуктов на немецких или австрийских прилавках. Кроме того, в Литве эти товары порой стоят значительно дороже.
Факт "пищевого апартеида" западноевропейских компаний доказательно подтвержден Государственной продовольственной и ветеринарной службой Литвы. Под теми же торговыми марками младоевропейцы получают меньше мяса, больше жира, искусственных добавок, красителей и консервантов.
В Прибалтику отправляют продукты, которые потребители развитых стран Европейского союза есть не готовы. Как результат — рацион жителей Литвы категорически не сбалансирован: ежедневно литовцы получают на 40 процентов больше соли, на 39 процентов больше жира и на 22 процента больше сахара, чем рекомендовано нормами Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Вероятная средняя продолжительность жизни в Литве на шесть лет меньше среднеевропейского показателя. Нездоровое питание — один из факторов такого отставания.
"Мы есть то, что мы едим", — изрекал Гиппократ. Но в продовольственных отношениях Старой и Новой Европы более принципиальным является даже не то, что представляет из себя Литва на самом деле… В европейской политической архитектуре куда большее значение имеет образ прибалтийской республики в глазах бюрократов и бизнес-сообщества западного мира, отношение к ней.
Старый Свет кормит молодых членов европейской семьи продуктами "второй свежести". Значит, и молодые члены ЕС для того же немецкого бизнеса — Европа "второй свежести", отсталая периферия, задворки. В отношениях с ней можно закрыть глаза на этические нормы, принцип гарантии качества продукции. Можно предлагать худшие товары за большие деньги, как некогда аборигенам в европейских колониях. Заплатят. Съедят. И никуда не денутся…
На претензии со стороны Восточной Европы западноевропейские производители уже ответили в предельно циничной форме: используя отличные рецепты, мы просто "удовлетворяем местные вкусы".
Едва ли литовского покупателя можно было обидеть сильнее. Неужто "местный вкус" — это предпочтение более вредных и менее натуральных продуктов?.. Ведь в том же немецком кофе Nestle Nescafe Gold кофеина на порядок больше, чем в его литовском аналоге.
В литовском йогурте Activia недостаток клубники в сравнении с тем же продуктом, который продается в Германии, компенсирован повышенной долей загустителей и красителей. Персиковый чай Nestea в Литве продается с фруктозой и гликозидом, в Германии — с сахаром. И, конечно, в немецкий чипсах Lay's Salted отсутствует пальмовое масло, тогда как в литовском варианте этого же продукта его с лихвой.
Различие в составе сказывается и на вкусовых свойствах продуктов. Разумеется, не в пользу их литовских вариаций.
"Это ["пищевой апартеид"] может быть политической позицией [западных] компаний", — аккуратно поделился своими опасениями министр сельского хозяйства Литвы Бронюс Маркаускас. Министр не лукавит, он всецело прав. Сакральный еврооптимизм и безальтернативность внешнеполитического курса официального Вильнюса просто не дают права чиновнику такого уровня на большую откровенность.
Крупный бизнес, выступающий за расширение Европейского союза, руководствовался агрессивными экономическими интересами — дешевая рабочая сила, новые рынки сбыта — и ничем более. А в риторике могли поупражняться находящиеся на содержании этого самого бизнеса еврофункционеры, рассказывая молодым членам ЕС о единой европейской семье, где все равны (но на деле кто-то "ровнее").
Жители стран Старого Света в это самое время получали продукты первого сорта, окраинам доставались остатки со стола. Перележавшие, сдобренные консервантами для сохранения товарного вида. При этом доставались втридорога.
Колониальная сущность Европейского союза была заложена в саму основу этого интеграционного проекта: производственные квоты, ограничительные законы, высылаемые из Брюсселя, отказ от национальных валют и, как следствие, от суверенной монетарной политики.
Евродотации при этом создавали и создают для периферийных стран ЕС иллюзию выигрыша от интеграции. Реально же все сливки от объединения Европы и расширения Евросоюза в конечном итоге снимают европейские гранды — страны Старого Света.
ЕС воплощает собой классическую валлерстайновскую модель отношений периферии и центра. Центр выкачивает ресурсы из окраины, последовательно пожирает ее, опустошает.
Евросоюз все более отчетливо делится на первый и второй сорт, на "две скорости". Отношение центра к "отстающим" странам ЕС соответствующее, что и показал продуктовый скандал. Инициатива литовских парламентариев отдельно маркировать низкокачественную продукцию, предназначенную для европериферии, означает принять и признать эту данность.
Мы — европейцы "второго сорта"?
Мы согласны…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.