Договоренность между соседями была следующей: латвийская сторона дает добро энергетической смычке в Швецию из Клайпеды, литовцы взамен помогают латышам вытрясти из Брюсселя деньги на укрепление электросетей в западной части Латвии. Кроме того, Рига и Вильнюс начинают строить региональный СПГ-терминал… на латвийской территории.
Латыши свою часть уговора выполнили. Европейская комиссия выделила литовцам 175 миллионов евро. К 2016 году республика обзавелась электросмычкой NordBalt, проложенной по дну Балтийского моря. Вильнюсские радетели за энергетическую независимость и лично президент Даля Грибаускайте заработали политические очки.
Морской кабель действительно смог сбить стоимость электроэнергии для Литвы. В 2017 году цена снизилась на четыре процента, достигнув 35,13 евро за мегаватт-час. Наиболее низкий показатель с 2013 года. Добиться этого удалось за счет роста импорта дешевой электроэнергии из Швеции на 19 процентов.
И все бы хорошо, но смычка постоянно ломается: по словам представителей оператора системы электропередачи Litgrid — в среднем десять раз за год. В регулярных сбоях, видимо, имеется и толика мистики, ведь у проекта NordBalt изначально было плохая "карма". Подводный электромост литовцы получили, а вот в своей части договоренностей "бралюкасы" латышей кинули. Кинули максимально цинично.
В 2009 году под Вильнюсом премьеры стран Балтии ударили по рукам: Литве — смычка и статус связующего звена прибалтийского рынка электроэнергии с системой континентальной Европы, Латвии — региональный СПГ-терминал. Подписали соглашение. Однако уже в новую редакцию Национальной энергетической стратегии Литвы от 2010 года прокралась строчка о строительстве собственного терминала сжиженного природного газа в Клайпеде.
И ведь построили. Вернее, арендовали…
В октябре 2014 года в Клайпедском порту пришвартовалось судно-хранилище сжиженного природного газа Independence ("Независимость"). Встречали пафосно, с шампанским. Наполнили нерентабельным СПГ из Норвегии.
Судно было построено в Южной Корее специально под литовские нужды; арендовано прибалтийской республикой у норвежской компании Höegh LNG. Арендная плата — 154 тысячи долларов США в сутки. Недешево. Но вильнюсские авантюристы ведь верили, что окупится.
В ответ на все претензии латышей Литва кормила соседей сказками о необходимости скорейшей ликвидации монополии российского "Газпрома".
Вовремя предать — значит предвидеть. До определенной поры эта максима мелкого жулика эффективно работала во внешней политике Литвы. Предчувствуя сокращения транзита в регионе в 2008 году, литовская сторона разобрала железнодорожные рельсы на участке от Мажейкяя до Реньге.
Официальное объяснение — необходимость ремонта этого участка железной дороги. По существу же литовский маневр был откровенной блокадой наиболее короткого пути от Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода до портов Латвии и Эстонии.
"Ремонт" ожидаемо затянулся. Клайпедский морской порт принял жирные грузопотоки на себя.
Литовцы обращаются с нами как с дохлой кошкой, сокрушался мэр латвийского портового города Вентспилс Айварс Лембергс. Предельно точная метафора: раз кошка дохлая, то и интересы ее можно игнорировать без зазрения совести. Кормить такую кошку не надо.
Вот только с СПГ-терминалом у литовцев такой комбинации не получилось. Судно-хранилище Independence изначально шло в Клайпеду с перспективой заиметь региональный статус. Его потенциальной мощности — до четырех миллиардов кубометров газа в год — с лихвой хватило бы для обеспечения сжиженным газом всей Прибалтики. Одной Литве столько просто не надо. Нынешняя загрузка на четверть мощности обходится республике слишком дорого, ведь на стоимость аренды объемы не влияют.
Вильнюс планировал продавать сжиженный газ соседям, обеспечивая весь регион. Планировал получить под это дело брюссельское финансирование, переложив на Европу бремя содержания дорогущего судна-хранилища, и в итоге поиметь очередные политические бонусы с экономически нерентабельного проекта.
Соседи отказались. Неоднократно обманутые латыши не стали подписываться под литовской аферой. Проект не смог получить статус регионального. Еврокомиссия денег не дала.
Литовцы переиграли сами себя. Премьер-министр Саулюс Сквернялис скорбно признал СПГ-терминал "ношей для литовских налогоплательщиков", призвав искать другие пути для облегчения этой ноши, так как прибалтийское единство снова дало сбой.
Ожидаемый сбой. При нынешнем литовском руководстве никакой солидарности стран Балтии по региональным экономическим проектам быть не может: споры вокруг железной дороги Rail Baltica и разрыва энергокольца БРЭЛЛ — дополнительное свидетельство этому.
Странно было бы ждать от литовской дипломатии высоких этических качеств. Но и "эффективному" мошеннику в первую очередь необходима безупречная репутация. А дипломатическая репутация официального Вильнюса запятнана с ног до головы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.