Украина просит Литву о спасении от "евроблях"

Украинские власти не могут решить проблему с несколькими сотнями тысяч автомобилей из ЕС, которые были ввезены в страну в нарушение таможенных правил; только из Литвы прибыло почти 60 тысяч таких машин
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

ВИЛЬНЮС, 4 фев – Sputnik. Украинские власти уже несколько лет не могут решить вопрос с "евробляхами" – так называют европейские номера на автомобилях; теперь чиновники рассчитывают на помощь Литвы, пишет украинское издание "Экономические известия".

Центробанк Литвы обвинил страховщиков в завышении тарифов на ОСАГО

Сейчас по украинским дорогам ездят сотни тысяч автомобилей с "евробляхами". В частности, по данным на 1 ноября 2017 года, на Украине находились более 59 тысяч машин с литовской регистрацией, из них более 44 тысяч были в режиме временного ввоза.

Такие машины были ввезены в страну в обход действующих таможенных правил, однако хозяева автомобилей собираются требовать от властей принять закон, который бы позволил "растаможить" машины на льготных условиях. Главная причина такой популярности подержанных машин с европейскими номерами – их низкая стоимость.

"Евробляхи" из Литвы

В Вильнюсе задержали подозреваемых в краже автозапчастей
Государственная фискальная служба Украины (ГФС) начала совместное расследование с литовскими таможенными органами еще в ноябре прошлого года. Кроме того, как заявил посол Литвы на Украине Марюс Януконис, Вильнюс в курсе украинской проблемы автомобилей с литовской регистрацией и страны сотрудничают в этом вопросе не первый год, однако только украинская сторона должна решать, что делать с машинами с "евробляхами".

Как отметил Януконис, в самой Литве нет такой проблемы – машины с иностранной регистрацией могут находиться в республике лишь строго ограниченное время – не более полугода. После этого владелец автомобиля должен зарегистрировать собственность, если он этого не делает – то должен отвечать по закону.

Как отметили литовские власти, некоторые данные об автомобилях в республике находятся в открытом доступе, поэтому при желании украинские власти и покупатели могут проверить информацию о том или ином автомобиле. В частности, это можно сделать на сайте госучреждения Regitra, для этого потребуется лишь государственный номер и номер кузова или номер регистрационного удостоверения – технического паспорта.

Легально "серые" схемы

Литва стала лидером в Евросоюзе по продаже новых автомобилей
По словам эксперта компании AutoEuropa, которая занимается ввозом на Украину различных автомобилей, все схемы, которые применяются для машин с "евробляхами", легальны. Следовательно, ни у украинских, ни у литовских властей нет оснований закрывать подобные фирмы.

Как отмечает издание, существует две схемы поставок таких автомобилей. Первая – создание специальной фирмы по вывозу подобных авто на месте. Это может сделать почти любой украинец – без больших хлопот открыть в ЕС специальную фирму. В Литве создать такую фирму достаточно просто – здесь относительно низкие налоги и довольно простая процедура техосмотра.

По схеме транзита или временного ввоза на 90 дней или год эти автомобили по договору, который украинцы подписывают с одной из таких литовских фирм, имеют право использовать "евробляху" на территории Украины. Технический паспорт принадлежит литовской фирме, но граждане Украины могут использовать автомобиль.

Вторая схема – это ввоз на Украину автомобиля через гражданина ЕС. Иностранец за деньги украинца покупает автомобиль себе и дает жителю Украины доверенность на право пользования транспортным средством. Юридически средство передвижения находится в собственности иностранца, но на Украине полноправное пользование им принадлежит украинцу.

Проблема "всеукраинского масштаба"

В обоих упомянутых случаях автомобили формально не принадлежат украинцам, следовательно, те ощущают меньшую ответственность за этим машины – они не следят за транспортными средствами на должном уровне, что приводит к росту числа ДТП.

Между тем украинские власти до сих пор не могут решить проблему "евроблях". Несмотря на то, что в некоторых областях страны на машины с еврономерами проводятся облавы, пока никакого эффекта от них нет, отмечает издание.