ВИЛЬНЮС, 23 янв – Sputnik. В этом году Литва на "Дакаре" была представлена как никогда многочисленно: в классе автомобилей от нее выступили сразу три экипажа, а Балис Бардаускас заявился в мотоклассе.
Всем им предстояло преодолеть 14 этапов общей протяженностью 8 тысяч километров по бездорожью Перу, Боливии и Аргентины.
Лучше всех из представителей Литвы это получилось у Антанаса Юкневичюса и Дариуса Вайчюлиса. В генеральной классификации они заняли высокое 12-е место, что теперь является лучшим результатом в истории литовского автоспорта на "Дакаре".
Вайдотас Жала и Саулюс Юргеленас могли рассчитывать даже на более высокую итоговую позицию (одно время в тотале шли 13-ми), если бы не проблемы с техникой, которые у них начались во второй части ралли. В концовке они снова пошли вверх, на предпоследнем этапе даже вошли в топ-10 (9-е место). Но и 18-е итоговое место тоже является отличным результатом, если учесть, что экипаж впервые за три года вообще добрался до финиша.
Третий экипаж с пилотом Бенедиктасом Ванагасом и польским штурманом Себастьяном Розвадовски на протяжении всего ралли-рейда преследовали разного рода сложности с техникой. Может, только пара этапов для них обошлась без приключений. Тем не менее если после четвертого этапа Ванагас шел только 52-м, то к концу гонки сумел подняться на итоговое 30-е место.
Хотя ему не удалось превзойти свой лучший результат 2015 года, когда он финишировал 24-м, но, с другой стороны, Ванагас все-таки завершил рейд. Чего, например, не удалось сделать самому титулованному пилоту в автоспорте, девятикратному чемпиону мира Себастьену Лебу. А позади Ванагаса остался, к слову, еще и такой известный гонщик, как Сириль Депре.
Отметим, что литовские экипажи выступали в этом году на Toyota Hilux.
Победителем же "Дакара-2018" в классе автомобилей стал испанец Карлос Сайнс. Это его второй подобный успех в карьере и достиг он его на Peugeot. Первый раз Сайнс выиграл "Дакар" в 2010 году на Volkswagen.
Сбылась мечта и мотогонщика Балиса Бардаускаса. На KTM он сумел спустя девять лет все-таки пройти "Дакар" от старта до финиша и занять в итоге 81-е место. Если бы не почти 20 часов штрафа, заработанных Балисом, он вполне мог оказаться на десять позиций выше. А титул здесь впервые выиграл австриец Маттиас Валькнер.
Сложность прошедшего "Дакара-2018" подчеркивает хотя бы то, что до финиша не добралось больше половины участников в каждом классе. И наверняка еще долго будут вспоминать обидные падения чемпион прошлого года британец Сэм Сандерленд (лидировал до четвертого этапа) и француз Адриен ван Беверен (возглавлял классификацию до 10 этапа). Оба мотогонщика получили травмы буквально за 1-3 километра до финиша.
Досталось и прошлогоднему чемпиону "Дакара" в классе квадроциклов россиянину Сергею Карякину. На пятом этапе фаворит соревнований попал в аварию и сломал руку, досрочно завершив гонку. Победителем в итоге здесь оказался чилиец Игнасио Касале.
Наконец, тяжелая артиллерия – грузовики. Российскому КАМАЗу удалось в очередной раз подтвердить свое превосходство (гонку второй год подряд и в третий раз за карьеру выиграл Эдуард Николаев). Хотя еще за два этапа до финиша Николаев опережал аргентинца Федерико Вильягру на Iveco всего на одну секунду. Однако на предпоследнем этапе, когда трасса проходила по родной Аргентине, Вильягра сошел с дистанции из-за технических проблем.
Вторым в общем зачете стал МАЗ во главе с Сергеем Вязовичем. Представитель белорусского автопрома впервые оказался на подиуме за всю историю участия в "Дакаре". Третьим финишировал еще один представитель КАМАЗа и России Айрат Мардеев, а четверку сильнейших замкнул опытнейший Артур Ардавичюс из Казахстана, представлявший Iveco.