Великое княжество Литовское уже в прошлом
А уже в первой половине ХIII века орден меченосцев, который благословил Папа Римский на Первый крестовый поход на Восток, в этих краях столкнулся с жестоким сопротивлением местных народов. Недалеко от городища Сауле (ныне окрестности Шяуляя) большой отряд рыцарей ордена потерпел первое существенное поражение. Он был разбит небольшими отрядами язычников – жемайтов, населявших болотистые края между побережьем Балтийского моря и Неманом. Легенды о той битве стали тем историческим фундаментом, на котором зиждется вся многовековая история литовского государства.
Затем была коронация великого князя Литовского Миндаугаса. Новое государство в 1253 году было признано самим Папой Римским. Король Миндаугас и стал основателем Великого княжества Литовского. А уже через семь лет литовское войско при Дурбе разбило войско крестоносцев. Окончательную точку в борьбе за независимость от рыцарских орденов поставили в 1410 году в битве под Грюнвальдом. Литовско-польско-русское войско под предводительством Ягайло разгромило западных рыцарей.
После той битвы между орденом и Литвой был заключен мирный договор, по которому Литва все же потеряла западные земли. Граница прошла по территории между Палангой и Швянтойи. Самым восточным форпостом земель крестоносцев стала "Королевская гора" (по-немецки – Кенигсберг, по-литовски – Караляучюс) – столица Прусского герцогства и королевства. Примечательно, что эти границы, разделившие рыцарей и восточные народы, сохранились вплоть до Версальского мирного договора 1919 года. Во всех исторических документах пятивекового периода Европы столица Восточной Пруссии именуется не иначе как Кенигсберг. Никаких Караляучюсов не было в Европе.
По праву сильнейшего
В Первой мировой войне Российская империя, в состав которой с XVIII века входили литовские земли, потерпела поражение, а затем положение усугубила и Октябрьская революция. По Брест-Литовскому мирному договору были перекроены западные границы России. Виленский край вернули Польше, которая владела им вплоть до 1939 года – начала Второй мировой войны.
А после Второй мировой войны, по праву победителя, часть Восточной Пруссии вместе со столицей отошла Советскому Союзу. Другая часть – Польше, у которой еще перед войной отобрали Виленский край и передали Литовской ССР. Кенигсберг стал Калининградом, а Вильно – Вильнюсом.
Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке
Все названия и границы послевоенной Европы были утверждены международными правовыми актами. Их под сомнение поставил депутат литовского Сейма Линас Бальсис, которого недавно журналисты уличили в пьянстве на рабочем месте. Видимо, в состоянии пьяного угара в голове парламентария созрели мысли из области геополитики.
Бальсис громко заявил, что пора бы Калининград "вернуть Европе" в отместку за присоединение Крыма к России. А общественники из "Совета Малой Литвы" дополнили абсурдное предложение Бальсиса своей инициативой. Мол, вернем Калининград Европе и назовем его уже не Кенигсбергом, как ранее, а Караляучюсом. Ну, нам так больше нравится.
Видимо, политик и общественники таким образом намекнули, что раз такого государства, как Европа, со всеми юридическими атрибутами пока не существует, а есть лишь Евросоюз, то Литва готова будет приютить Караляучюсские земли временно у себя. Так сказать, принять на временное хранение.
Германия пока молчит
Свое возмущение нелепыми предложениями Линаса Бальсиса и "Совета Малой Литвы" уже высказали российские дипломаты и видные политики. А вот со стороны Германии, которая безраздельно владела землями Восточной Пруссии почти пять веков, пока никакой реакции на заявления литовцев не последовало. То ли в Берлине их не расслышали, в силу незнания литовского языка, то ли попросту уже не обращают внимания на все потуги Вильнюса поучить Европу, как во времена Великого княжества Литовского.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.