Роландас Паксас как зеркало советских литовцев

От Роландаса Паксаса они никогда не отстанут; им недостаточно, что суд запретил ему до конца жизни баллотироваться в президенты Литвы, им нужно полностью удалить этого человека и его партию с политической арены
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен

Поэтому в прошлую среду Паксас снова сидел на скамье подсудимых, слушая очередные обвинения. В этот раз прокуроры подозревают, что он, в обмен на материальное вознаграждение, оказывал давление на чиновников, чтобы они ускорили выдачу разрешения на строительство одного магазина. Вот такие обвинения… президенту государства. (Паксас имеет право на такой титул, даже и после импичмента.)

Роландас Паксас: "Я не боюсь говорить с Кремлем"

Так почему уже давно объявлена охота на этого политика, и чем она закончится? Потому что Паксас – советский литовец. Советский литовец не идеализирует советское прошлое свое и Литвы. Но и не отрекается от него. Не чернит его вдоль и поперек, как это делают некоторые другие бывшие ярые коммунисты. Но осуждает сталинизм и даже возвышает послевоенных "лесных братьев". Поэтому в его партии собрались и ностальгирующие по Советскому Союзу, и националисты, среди которых – даже бывший лидер радикальной национальной партии Юлюс Панка. 

Противоречивый Паксас всех их объединяет. Видимо, типичный советский литовец – это человек, который приспособился в прошлые времена и созрел в прошлом политическом строе, но в то же время сохранил и жажду к свободе. Паксас успел и в коммунистическую партию вступить, и руководить ДОСААФ (советский спортивный аэроклуб). С тех времен у него, по его собственным словам, сохранилось множество друзей-летчиков в России, Белоруссии, других республиках.

Но когда только возник Саюдис, летчик Паксас полетел вместе с другими его членами в сторону горизонта свободы. Как писали в прессе, в трагические дни января 1991 года он даже был готов на специальном самолете вывезти за границу Витаутаса Ландсбергиса, планировавшего, в случае чего, бежать из Литвы. (Может и жаль, что не увез? Может это самый большой грех Паксаса? Скольких бед могли бы избежать, если бы Ландсбергис оказался вдали от Литвы… Конечно, это шутка, тем более, что Паксас тогда не принимал политических решений).

Потом Паксас стал предпринимателем в области строительства и даже вступил в партию консерваторов. Благодаря этой партии он стал мэром Вильнюса и начал интенсивно закладывать новую плитку в столице. Тем самым легко завоевывая симпатии жителей Вильнюса. Проблема Паксаса в том, что самолет его политической карьеры внезапно стал лететь прямо вверх. Это опасный маневр, который может перевернуть самолет и вскружить голову летчику.

КС Литвы признал Бастиса виновным в нарушении присяги и Конституции

Недолго пробыв мэром, Паксас уже премьер, от тех самых консерваторов. А здесь, оказалось, серьезные решения приходится принимать. Например, либо поддаться давлению США и отдать "Мажейкю нафта" компании Williams, либо нет. Паксас произносит "нет", с шумом покидает правительство, навечно приобретая врагов в партии консерваторов, из которой вылетает, как пробка из бутылки шампанского.

Какая существенная проблема советского литовца, после распада социализма? Такая же, с которой столкнулся средневековый крестьянин, после распада феодализма. Это проблема свободы. Что с ней, с этой свободой делать? При феодализме все за тебя решали феодал и князь, и хотя ты и жил бедно, но зато безопасно в материальном и духовном отношении. Особенно в духовном – у церкви имелись ответы на все вопросы.

При социализме все решала одна партия, тоже имевшая ответы на все материальные и духовные вопросы. И внезапно партия терпит крах, а в страну врывается капитализм со своей свободой. Приходится самому принимать решения. А для этого необходима привычка мыслить самому, смелость мыслить самому и опыт мыслить самому. К сожалению, только немногие советские литовцы имели такую привычку, поскольку за них все делала советская власть, а попытки жить своим умом преследовались.

Вот и Паксас, как, между прочим, и вся Литва, не знал и не мог знать, что делать со своей свободой. Пришлось идти на ощупь, падая и снова поднимаясь, как младенец, который учится ходить. Однако мы все, и Паксас тоже, должны были пройти этот путь свободы, чтобы чему-то самим научиться, без внешней опеки.

Паксас продолжал ошибаться. Во-первых, с кадрами. В лучах его популярности хотели погреться многие, и он многих таких приютил в заново созданной либерально-демократической партии. Не удивительно, что первые ее съезды завершались мистическими факельными шествиями, напоминающими Германию 1933 года – слишком много странных советников со странными идеями собралось вокруг Паксаса.

А он все не мог отобрать из них. Особенно это явно видно в случае с Юрием Борисовым. Этот богатый человек помог ему выиграть президентские выборы в 2004 году, но потом оказывал на Паксаса огромное влияние. Почему? По той самой причине: Паксас не знал, что делать со своей свободой и со свободой Литвы, поэтому качался, как тростник на ветру.

Новый 2018 год приготовил литовцам подарки

"Порядок будет!", "Диктатура – для мафии!" – так звучали предвыборные лозунги Паксаса, которые помогли ему стать президентом. Представьте, что они звучали на фоне вечерних шествий с факелами…

Кажется, в какой-то момент Паксас усомнился в ценности самой свободы. Порядок, в котором все строится на методах диктатуры, видимо, в те годы казался ему более приемлемым. Не только ему, но и многим другим советским литовцам, которые соскучились и все еще скучают по крепкой руке.

Колебался Паксас и во внешней политике. С одной стороны, он – за хорошие отношения с Россией. С другой стороны, этот политик высказался за расширение НАТО на Восток. Но ведь это два друг другу противоречащих принципа.

Этот текст начался с примечания, что "они" от Паксаса не отстанут никогда. Кто такие "они"? Это все те же самые советские литовцы. Одни не отстанут и будут преследовать Паксаса в судах, поскольку они не толерантные и не простят ему горящих факелов, Борисова и постоянных метаний. Другие советские литовцы будут преследовать Паксаса в "позитивном" смысле, то есть всегда делать из него мученика, голосовать за него, как за пострадавшего от олигархической системы, поскольку они сами от нее пострадали.

По-своему правы и неправы все. Все мы в этом человеке, как в зеркале, видим самих себя, падающих и снова встающих на пути свободы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.