07:42 20 Января 2020
Прямой эфир
  • USD1.1108
  • RUB68.2495
    Общество
    Получить короткую ссылку
    843 0 0

    В старину этот день считался отправной точкой в году, сроком найма и начала хозяйственных договоров. В этот день на Руси ходили по домам с пожеланиями добра, богатства и мира

    14 января (по старому стилю 1 января) православная церковь отмечает великий праздник Обрезания Господня и память святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской.

    В народе этот день называется старым Новым годом, продолжаются Святки.

    Василий родился около 330 года в Кесарии. Кстати, в семье святителя к лику святых причислены и мать Эмилия, и сестра Макрина, и брат святитель Григорий Нисский, память которого совершается 23 января по новому стилю.

    Отец святого был адвокатом, и под его руководством Василий получил первое образование, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже стал посещать школы Константинополя. Для завершения обучения святой отправился в Афины, которые были в то время центром классического образования.

    В Афинах будущий святитель усердно постигал науки, и такое рвение было оценено даже святителем Григорием Богословом. Василий Великий получил глубочайшие познания в философии, медицине, юриспруденции, естественных науках, астрономии и математике и в каждой науке стремился к совершенству. Обширность его познаний поражала современников. Именно в Афинах между Василием Великим и Григорием Богословом установилась теснейшая дружба, которая длилась всю жизнь.

    Около 357 года Василий возвратился в Кесарию, где принял крещение от епископа Кесарийского Диания и был поставлен чтецом. В поисках духовного руководителя он объехал Египет, Сирию, Палестину, но затем вернулся в Кесарию и поселился на берегу реки Ирис.

    К нему стали приходить иноки. Сюда же Василий пригласил и Григория Богослова.

    В царствование Констанция Второго с 337 по 361 годы распространилось лжеучение Ария, и Василий и Григорий стали одними из борцов с ересью. В 362 году Василий в Кесарии был рукоположен в сан диакона, а в 364 году стал пресвитером.

    При императоре Валенте, также являвшемся сторонником ариан, к Василию перешло управление церковными делами. Но святитель сумел сохранить истинные христианские ценности. Он реформировал чин литургии, написал "Беседы на Шестоднев", а также книги против ариан и многие другие.

    В 370 году Василий был возведен епископом на Кесарийскую кафедру. Василий поддерживал православных, утверждая их веру, призывая к мужеству и терпению. Все это вызывало ненависть к нему ариан. Все личные средства он тратил на помощь бедным: создавал богадельни, странноприимные дома, лечебницы, устроил два монастыря – мужской и женский.

    Ариане всюду преследовали его. Василию угрожали разорением, изгнанием, пытками и смертью. Однако он сказал, что ничего не боится и будет защищать веру Христову и дальше.

    Однако болезни, труды учения, подвиги воздержания, заботы и скорби пастырского служения истощили силы святителя, и 1 января 379 года, когда ему было 49 лет, он преставился ко Господу.

    На Руси этот день называли "Василий Великий", "Васильев день", "Васильев вечер", "Василий – покровитель свиней", "Василий-свинятник", "свиной праздник".

    В этот день задумывались о будущем урожае. Ради него надо было отряхнуть от снега и инея плодовые деревья, поскольку Василий Великий, по народному поверью, охраняет сады.

    Кроме того, считалось, что в этот день на гречневой каше, сваренной ночью, можно было погадать о благополучии семьи. Хозяйка ночью приносила из амбара крупу, а хозяин – воды из реки или колодца. Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока истопится печь. Прикасаться к ним было нельзя, это считалось плохой приметой и гадание грозило быть недостоверным.

    Когда печь протапливалась, можно было начинать варку. Все семейство садилось за стол в ожидании. Когда кушанье было готово, то прежде всего осматривали посуду: цел ли горшок, не откололся ли от него кусочек, не пошла ли трещина, цела ли глазурь. Потом смотрели, полон ли горшок. Если каша выкипела, это предвещало неприятности. Горшок открывали: яркий цвет каши предвещал счастье всему дому, будущий урожай и талантливую дочь, а вот если каша была бледная, то следовало ждать неприятностей.

    Затем кашу пробовали. Если блюдо было недосолено, то это обещало много работы без всякого результата, если пересолено – много хлопот. Горьковатое было к плохим известиям, сладковатое – к благополучному году. Были и особые "рекомендации" насчет употребления каши в зависимости от ее вкуса. Если каша удалась, ее съедали до последней крошки, если же сбылась какая-нибудь из плохих примет – выбрасывали вместе с горшком в прорубь.

    Разумеется, помимо всего прочего этот день считался отправной точкой в году, сроком найма и разного рода хозяйственных договоров. В этот день на Руси ходили по домам с пожеланиями добра, богатства и мира. В этот же день отмечали так называемый праздник Овсеня – языческого бога плодородия. Молодежь ходила по домам и "сеяла овес" – раскидывала из мешка по дому овес и пела песни во славу будущего урожая.

    Во время представлений Овсень ехал на поросенке, а за ним шли ряженые. В этот день совершали засевание зерен. Дети, рассыпая зерна ярового хлеба, просили у Бога хорошего урожая и достатка. Хозяйка собирала с пола зерна и убирала их до посева.

    Были и погодные приметы. Если на Василия туман – грядущий сезон обещает быть урожайным. Если в этот день сильный мороз и снег, тоже следовало ждать хорошего урожая, а вот если погода теплая и бесснежная, то урожай будет плохим. Если поутру на Василия деревья покрыты густым инеем – год будет хлебородным.

    Теги:
    приметы, народные традиции, традиции, традиция, православные, православие
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik