18:43 30 Октября 2020
Прямой эфир
  • USD1.1698
  • RUB92.4606
    Культура
    Получить короткую ссылку
    22430

    Все мы до сих пор с удовольствием смотрим старые советские фильмы, считая их едва ли не собственным достоянием, и не подозреваем, что теперь за каждой картиной стоит правообладатель

    ВИЛЬНЮС, 18 мар — Sputnik, Алексей Стефанов. В Советском Союзе все фильмы снимались под эгидой единственной общенациональной кинокомпании — Государственного комитета СССР по кинематографии. Свои киностудии имелись в каждой союзной республике, а в России и Украине их было несколько.

    Когда в 1991 году Союз распался, общими для всех остались только фильмы советского производства, которым более 70 лет — они получили статус "общественного достояния". У остальных картин появились правообладатели, и теперь они решают, кому и на каких условиях разрешать показывать свои фильмы. Но кто они?

    С этим вопросом корреспондент Sputnik обратился к старшему куратору Госфильмофонда России Петру Багрову.

    "Если говорить о России, то права на фильмы, снятые с 1947 года и позже на киностудии "Мосфильм", принадлежат "Мосфильму". Права на работы студии "Союзмультфильм", опять же с 1947 года и позже, принадлежат "Союзмультфильму", — сказал Багров.

    "А вот права на все остальные картины студий РСФСР — "Ленфильма", Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, "Центрнаучфильма", Ленинградской студии документальных фильмов, Свердловской киностудии и так далее — все это принадлежит Госфильмофонду", — пояснил киновед.

    Кинопленка
    © Photo : из архива Госфильмофонда России
    Кинопленка

    По его словам, что касается бывших союзных республик, то сегодня в каждой стране авторские права принадлежат каким-то организациям.

    "Где-то это государственные структуры, где-то частные лица. Например, в Грузии часть прав выкуплена наследниками авторов. Таким образом, получается, что у России прав на республиканские фильмы, снятые, скажем, на Украине, в Латвии или Эстонии, нет", — пояснил Багров.

    Юрий Никулин. Фильм Кавказская пленница
    © Sputnik / РИА Новости
    Юрий Никулин. Фильм "Кавказская пленница"

    По словам Багрова, при желании или необходимости где-либо показывать старое советское кино, снятое в национальных республиках, приходится каждый раз договариваться с правообладателями. Конкретно Госфильмофонда это касается, когда проходят различные фестивали.

    "И как мы договариваемся с французскими или американскими компаниями, точно так же и с украинскими или латвийскими. Разными могут быть разве что условия — где-то это бесплатно, а где-то за деньги, но все нужно обязательно решать заранее", — говорит он.

    Арчил Гомиашвили, Юрий Никулин в фильме Двенадцать стульев
    © Sputnik / РИА Новости
    Арчил Гомиашвили, Юрий Никулин в фильме "Двенадцать стульев"

    Сегодня и в Госфильмофонде, и у каждого телеканала и кинотеатров, которые крутят старые фильмы, есть либо свои юристы, либо постоянные консультанты, которые находят владельцев картин и заключают с ними договора. "Причем на телевидении даже по несколько человек на канале занимаются этим, потому что это действительно сложная история", — уточняет Петр Багров.

    Регимантас Адомайтис в фильме Никто не хотел умирать
    © Sputnik / РИА Новости
    Регимантас Адомайтис в фильме "Никто не хотел умирать"

    Несмотря на то, что в 1991 году Государственный комитет СССР по кинематографии распался, Госфильмофонд России продолжает поддерживать отношения со всеми республиками, потому что у них хранятся негативы всех игровых фильмов, выходивших на большой экран. И Госфильмофонд, и почти все киноархивы мира — члены ФИАФ — Международной федерации киноархивов. "Это позволяет нам легко обмениваться и фильмами, и информацией", — пояснил специалист.

    "Все игровые, научно-популярные и мультипликационные фильмы СССР по закону об обязательном экземпляре и исходных материалах хранятся в Госфильмофонде, у нас нет только телевизионных фильмов. Все это в свое время было передано нам и до сих пор хранится. Но прав на показ многого из того, что хранится у нас, мы не имеем", — отметил Багров.

    Бобины с катушками кинопленок
    © Photo : из архива Госфильмофонда России
    Бобины с катушками кинопленок

    "Вот, например, у нас лежит негатив "Весны на Заречной улице", но фильм был снят на Одесской киностудии. Когда его восстанавливали, то, соответственно, украинцы обращались к нам. При этом показывать фильм без разрешения правообладателей с Украины мы не можем. Мы "Весну на Заречной улице" показываем, но каждый раз по согласованию", — сказал киновед.

    Таким образом, и спустя 25 лет после развала Союза связь между правопреемником Государственного комитета СССР по кинематографии — Госфильмофондом России и правообладателями, находящимися в национальных республиках, по-прежнему существует. А негативы всех советских фильмов все также хранятся в Москве.

    По теме

    Литовский фильм "Миссия Сибирь" принял участие в фестивале в Праге
    Литовский прокат отказался пускать фильм "Защитники"
    Антонио Бандерас снялся в российском фильме "За гранью"
    Теги:
    киностудия, кинолента, советское кино, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени Максима Горького, Свердловская киностудия, Государственный комитет СССР по кинематографии, Центрнаучфильм, Ленфильм, Мосфильм, Союзмультфильм, Госфильмофонд России, Петр Багров
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik