Кто и как "пилит" литовскую казну

CC BY-SA 3.0 / wikipedia / Vilnietis / Lietuvos Generalinės prokuratūros pastatas VilniujeЗдание Литовской прокуратуры в Вильнюсе
Здание Литовской прокуратуры в Вильнюсе - Sputnik Литва
Подписаться
Министр транспорта и коммуникаций Ярослав Наркевич сообщил, что по результатам аудита одного из проектов госпредприятия "Литовские железные дороги" (Lietuvos gelezinkeliai) требуется вмешательство прокуратуры

В самой прокуратуре заявили о задержании более десятка человек, в том числе сотрудников прокуратуры и спецслужб, подозреваемых в коррупции. Что это: результаты серьезной борьбы правящей власти с коррупцией или подготовка к предвыборной схватке накануне парламентских выборов?

Генеральная прокуратура Литвы, архивное фото - Sputnik Литва
В Литве задержали более десяти человек, в том числе прокуроров и адвоката

Однажды, лет -цать назад, автор колонки спросил у своего друга – американского миллионера: "Вот ты живешь в Литве, дом шикарный купил, хозяйством обзавелся. Бизнес нефтяной имеешь по всему миру. А почему бы тебе не вложить деньги в литовскую экономику?" И знаете, что он мне ответил? "Проблем номер один Литвы – коррупция! И в эту страну я не вложу и цента!" – сказал как отрезал и добавил, что страна и простой народ ему нравятся, но иметь финансовые дела с властью он не желает. 

И поведал мне сей американский магнат о том, как местные воротилы бизнеса и политики на бумажных салфетках ресторанов рисовали ему "схемы 200-процентного вложения денег" в их предприятия. А в разговорах фигурировали слова "откат", "благодарность судьям и прокурорам" и "спонсорская поддержка определенных политических партий". По словам потенциальных "партнеров", на вложенные в эти схемы десять миллионов долларов через пару лет денег вернется в два-три раза больше. Этот же американский миллионер мне поведал, как подобные схемы предлагали ему и на Украине в период, когда там премьером была Юля Тимошенко. И автор колонки надолго запомнил эти слова и все последующие годы находил им подтверждение.

Оказывается, сегодня не надо таскать чемоданами евро и долларов в высокие кабинеты власти. Чтобы твой бизнес процветал в Литве и к нему не было никаких претензий, надо вовремя оказывать спонсорскую поддержку тем ведущим политическим партиям и кандидатам в депутаты и президенты, на кого укажут "добрые люди". Иногда таких бывает несколько. Помните, как гордо нынешний президент Гитанас Науседа вернул спонсорские пожертвования компании Grigeo, вокруг которой разгорелся скандал из-за спуска нечистот – отходов производства – в Куршский залив?

А еще надо стать акционером или даже владельцем профильной компании таких крупных отраслей экономики, как, к примеру, энергетика или транспорт. Будешь в обойме элиты – получишь многомиллионные контракты, а на работу устроишь родственников и друзей воротил политики.

Прохожая на улице Вильнюса - Sputnik Литва
"Золотые ложки" вместо масок: депутат ЕП рассказал о кризисе в Литве

Вот собралась Литва построить новую атомную станцию (Висагинскую АЭС), и деньги под этот проект из казны полились рекой. Помните скандальные компании "ЛеоЛТ" и "Висагинская АЭС"? А смотрящим за распределением этого потока был назначен ответственный – Рокас Масюлис, лучший министр (2014–2016) всех времен, по словам литовских консерваторов. А затем, странным образом, он стал министром транспорта в новом правительстве "крестьян" и соцдемов в 2016 году. А как известно, многие инфраструктурные проекты транспортного сектора финансируются из средств ЕС. Представляете, какие деньги там крутятся? Это вам не за обед в ресторане расплатиться.

И когда на пост министра транспорта был назначен несистемный Ярослав Наркевич от вошедшей в коалицию "Избирательно акции поляков Литвы – Союза христианских семей" (ИАПЛ-СХС), помните, какой визг разразился? С чего бы это?

И вот Ярослав Наркевич приоткрыл завесу над причиной того визга своих политических оппонентов. Он рассказал, что в его ведомстве был проведен первый этап аудита проекта электрификации участка железной дороги Кайшядорис – Клайпеда и Вильнюсского железнодорожного узла. И были выявлены неприятные для прошлого руководства министерства вещи. Несколько участков железной дороги были объединены в один проект электрификации необоснованно, а это, по словам Наркевича, увеличило сроки проекта и повысило его стоимость. Понимаете, о чем речь?

"В понедельник я передал материалы аудита в прокуратуру. Как мы считаем, есть чем заняться <…> Первый этап этого проекта электрификации состоялся с нарушениями определенных правовых актов, также был выбран экономически невыгодный способ, при котором три участка были объединены в один. Только из-за этого объединения конкурс проходил на два года дольше, чем планировалось, а цена превысила намеченную на 100 миллионов евро", – заявил во время пресс-конференции в Сейме министр Наркевич.

Как можно догадаться, подобные факты нецелевого использования, а попросту говоря воровства, денег из бюджета можно выявить почти во всех министерствах и ведомствах. Стоит только захотеть. Вот и специальная парламентская Комиссия по расследованию деятельности предыдущих правительств консерваторов (2008–2012) и социал-демократов (2012–2016) продолжает изыскания. Надеемся, что до осенних парламентских выборов будут озвучены хотя бы предварительные итоги ее работы. Желательно с конкретными фактами и фамилиями. Иначе народ не поймет всей это шумихи с арестами судей, прокуроров и адвокатов за прошедший год.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0