Кто круче: новый президент Литвы может остаться в тени "стальной магнолии"

© Photo : LIETUVOS RESPUBLIKOS PREZIDENTĖПрезидент Литвы Даля Грибаускайте встретилась с новоизбранным президентом Гитанасом Науседой
Президент Литвы Даля Грибаускайте встретилась с новоизбранным президентом Гитанасом Науседой - Sputnik Литва
Подписаться
Литва — парламентская республика с полупрезидентскими чертами. Поэтому власть президента в Литве ограничена

Политические решения лиц на высшем политическом посту страны во многом зависят от парламентского большинства и воли сформированного им правительства. Глава литовского государства может чуть больше, чем в чисто парламентской республике. Власть Его Превосходительства зависит от его личных способностей.

Выступление Дали Грибаускайте в Сейме, 11 июня 2019 года - Sputnik Литва
Президент Литвы предостерегла от сотрудничества с "враждебными странами"

Бывший председатель Сейма Литвы Арунас Валинскас в прямом эфире заявил: "Десять лет у нас была баба с яйцами, теперь пять будет мужик без них".

Удастся ли избранному президенту Гитанасу Науседе гармонично сочетать свои способности с полномочиями, предоставляемыми президенту Конституцией Литвы? И что с этого сочетания нам, избирателям?

Нынешнюю конституционную модель определили острые политические дебаты, проходившие на заре восстановления независимости, когда обсуждалось, какими должны быть полномочия президента и его отношения с Сеймом и правительством. 23 мая 1992 года был даже проведен референдум о введении президентской системы управления с очень широкими полномочиями главы государства, например, с возможностью распустить Сейм в любое время и при любых обстоятельствах, формировать себе подвластное правительство, даже без учета воли парламентского большинства, и так далее.

Все это смоделировал и пытался применить на практике председатель Восстановительного Сейма, "фактический лидер" Литвы Витаутас Ландсбергис. Тогда литовский народ не поддался патриотическому улюлюканью — референдум провалился, не набрав достаточного количества голосующих.

Летом 1992 года политики начали искать компромиссный вариант между президентской и парламентской формами правления. Так родилась Конституция, которая Сейму и в нем сформированному большинству дала довольно много полномочий, но не обидела и непосредственно избранного президента, которого наделила далеко не символической властью.

Таким образом в Литве установилась "парламентское правление с особенностями полупрезидентской модели".

Сегодня президент Литвы Гитанас Науседа может решать ключевые вопросы внешней политики и вместе с правительством эту политику проводить. Также он может подписывать международные соглашения и передавать их для ратификации в Сейм. Гитанас Науседа может назначать и отзывать рекомендованных правительством дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях. Кроме того, президент Науседа будет обязан принимать верительные и отзывные грамоты для иностранных дипломатических представителей, присваивать высшие дипломатические ранги и специальные звания.

Президент Литвы Даля Грибаускайте на саммите в Брюсселе, архивное фото - Sputnik Литва
В Польше не хотят видеть президента Литвы в качестве главы Евросовета

Вскоре избранный президент Гитанас Науседа сможет продемонстрировать свою власть не только формально — Его Превосходительство получит конституционные полномочия после присяги 12 июля.

Однако жизнь в Литве до 12 июля не стоит на месте. Вот в сценарий проводов президента Грибаускайте и ее свиты попали скандальные заявления. Сначала о заказных делах и давлении на политиков заговорили нерядовые прокуроры Юлиус Рекснис и Гинтарас Ясайтис. А вслед за ними перестали трястись и подали голос дипломаты. Они не стали молча терпеть, наблюдая, как свита Грибаускайте загребает привилегии — престижные посты в представительствах нашей страны за рубежом, высокие дипломатические ранги.

Эта дележка престолов проходила до общего отбора на освободившиеся должности в диппредставительствах Литвы, на которые претендовать смогли все дипломаты.

До окончания второго срока Грибаускайте привилегии лились как из рога изобилия. Ее советников пропихивали на теплые кресла в посольствах в Израиле, Франции, США и Германии.

Помазанников дворца с лихвой отблагодарили, даже не дожидаясь, пока они закончат работу на площади Дауканто. А все процедуры проходили тихо и за закрытыми дверьми, будто бы это была государственная тайна.

Дипломатической аттестационной комиссии были представлены фамилии кандидатов, которые она подтверждала по договоренности.

Министр иностранных дел Линас Линкявичюс уже подписал несколько приказов. Высоких дипломатов пекут ускоренными темпами.

Вот такое наследие получит избранный президент Гитанас Науседа. Продемонстрирует ли Его Превосходительство какую-либо силу?

Полномочия министра иностранных дел Линаса Линкявичюса сегодня кажутся более значительными. После встречи с президентом Науседой он заявил, что со сменой главы государства курс внешней политики меняться не должен.

Флаги Литвы и Украины, архивное фото - Sputnik Литва
Что общего между избранным президентом Литвы и новым главой Украины

"Литва всегда отличалась преемственностью в проведении внешней политики. Конечно, могут быть тактические изменения, нюансы, но я не думаю, что в стратегическом плане возможны какие-то драматические изменения", — сказал Линкявичюс.

Еще во время предвыборной кампании Науседа говорил, что он изменил бы риторику в отношении России. Правда, только если Москва изменит свое поведение в отношении Украины. Линкявичюс и здесь не видит возможностей для больших перемен.

"Наша позиция принципиальна, основана на ценностях и принципах, аргументы понятны всем. Я не вижу никаких изменений в оценках российской политики", — отметил министр.

Глава литовской дипломатии также заявил, что не видит возможностей для более гибкого диалога с Белоруссией об Островецкой АЭС, называемой опасной.

Правда, как и в случае всех других министров, судьба самого Линкявичюса после инаугурации Науседы неясна. Премьер-министр Сквернялис утверждает, что во время решения вопроса о новом правящем большинстве заменить могут всех министров. Как поведет себя избранный президент Гитанас Науседа?

Неизбежно приближается 12 июля, неизбежно приближаются и решения. Во внешней политике тоже. Кто будет круче?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0