Литовское правосудие: всю ли правду о банкротстве Snoras расскажут в суде?

© Sputnik/ Alexander LipovetsЗдание банка Snoras в Вильнюсе
Здание банка Snoras в Вильнюсе - Sputnik Литва
Подписаться
Генпрокуратура Литвы заканчивает досудебное расследование о хищениях в банке Snoras. Сейчас подозреваемые — экс-владельцы банка Владимир Антонов и Раймондас Баранаускас — скрываются в России от литовского правосудия, другие же расхитители средств банка спокойно проживают в Литве и находятся на вершинах власти

Литовский обыватель уже давно забыл о перипетиях вокруг банка Snoras, которые будоражили Литву семь лет назад. Простые вкладчики тогда существенно не пострадали. Они получили свои крошечные вклады из гарантийного фонда. А вот мелкие акционеры и многие вкладчики "среднего и высшего уровня" тогда недосчитались сотен тысяч и миллионов своих средств, которые они доверили банку.

Логотип Swedbank, архивное фото - Sputnik Литва
Шведские банки, вон из Литвы?

Немного из истории банкротства

Большинство населения Литвы сейчас с трудом смогут восстановить всю цепочку истории с банкротством Snoras. А она довольно интересная. Банкротство Snoras стало первым в череде странных банкротств, последовавших затем в Балтийском регионе. Через два года по отработанной на Snoras схеме был уничтожен еще один крупный банк Литвы — Ukio bankas. А в 2018 году лопнул латвийский банк ABLV.

Предыстория всех этих банкротств похожа. Банкиров ловят за руку за превышение допустимых норм с ликвидностью и отсутствие достаточных средств на случай оттока вкладов.

Как рассказал один из банковских аналитиков Балтии специально для Sputnik на условиях анонимности, почти все банки мира допускают подобные вольности, когда надо провернуть крупную сделку. И об этом все знают. Но в этом как раз и состоит риск крупных денег. Другое дело, что одним это сходит с рук, а другим может стоить жизни. И если поступил "политический заказ" на какой-то банк, то его как раз и будут ловить во время таких рискованных с точки зрения закона о банковской деятельности операций.

SEB банкомат, архивное фото - Sputnik Литва
Литва против шведского капитала: кому выгодна ликвидация SEB и Swedbank

Как раз весной 2011 года главному акционеру Snoras Владимиру Антонову шведские власти официально разрешили приобрести крупный пакет акций компании Spyker Cars N.V., которая является владельцем автогиганта Saab. Приобрести шведский автогигант на тот момент собирался и американский концерн General Motors. Интересное совпадение.   

Вполне возможно, что для проведения этой сделки Антонову и потребовалась концентрация средств не только личных, но и заемных. И вот тогда его и подловили в Литве. Скандал с банкротством Snoras был громким. Антонову и второму крупному акционеру — Раймондасу Баранаускасу — пришлось бежать в Англию, а в 2015 году, после решения Лондонского суда о выдаче их Литве, перебраться в Россию. В их отсутствие местные и международные стервятники разнесли Snoras в пух и прах. Кстати, львиная часть рядовых клиентов Snoras досталась шведским банкам — SEB, Swedbankas и DNB Nord. Интересная многоходовая операция просматривается. Заманили ладьей, а убили ферзя…

Местные штрейкбрехеры

Понятно, что провернуть такую операцию по уничтожению одного из ведущих игроков на банковском рынке страны без участия литовских властей вряд ли бы удалось. В качестве оплаты за работу местным элитам было позволено изъять из Snoras все свои средства в целости и сохранности. Показательной была история со вкладами семейства на тот момент спикера Сейма, консерватора Ирены Дегутене. Имена и объемы средств других участников банкротства остались тайной. Госпожа Дегутене и сегодня на вершинах власти в кресле вице-спикера Сейма. 

Задержание, архивное фото - Sputnik Литва
В России задержан бывший владелец литовского банка Snoras

Стоит напомнить, что в 2011 году министром финансов Литвы, без участия которого трудно представить всю процедуру банкротства Snoras, была Ингрида Шимоните. Сегодня госпожа Шимоните — депутат Сейма Литвы и кандидат в президенты от консерваторов. Опросы общественного мнения показывают, что Шимоните сегодня одна из самых реальных претендентов "на замену" Дали Грибаускайте в президентском дворце.

А ведь Грибаускайте в том же 2011 году тоже была президентом Литвы. Как известно, в кресло главы государства она перекочевала с должности еврокомиссара по бюджету и финансам. А значит, была специалистом "по деньгам" высокого европейского уровня. Кстати, и второе громкое банкротство литовского банка (Ukio bankas) случилось в 2013 году, во время президентства Дали Грибаускайте.

Удивила многих аналитиков и скорость принятия решения по национализации Snoras, а затем его банкротству. За одну ночь были подготовлены и за пару часов проведены через Сейм поправки к семи законам, регулирующим банковскую деятельность в стране. Обычно для такого объема работы и полугода маловато. Слаженность действий и выступлений литовских официальных лиц на всех уровнях была потрясающей. Песню спели как по нотам.

Да здравствует литовское правосудие

Но столь интимные подробности подковерной жизни и финансового благополучия литовских элит вряд ли будут интересовать следователей Генпрокуратуры. Их главная задача — еще раз доказать виновность Владимира Антонова и Раймондаса Баранаускаса во всех банковских грехах вплоть до отмывания денег "русской мафии". "Русский след" сейчас в тренде. Все плохое в мире — от русских.

Генеральная прокуратура в Вильнюсе, архивное фото - Sputnik Литва
Генпрокуратура Литвы попросила у РФ помощи по делу экс-владельцев Snoras

Вряд ли литовских следователей заинтересует, сколько "заработали" на банкротстве временные администраторы банка Snoras — Саймон Фрикли и Нейл Купер. Стоит вспомнить, что как раз первый администратор Саймон Фрикли буквально накануне банкротства Snoras возглавлял детективное агентство Kroll, которому шведское правительство заказывало расследование о происхождении средств компании "Конверс Груп" — главной компании Владимира Антонова.

Всю основную работу по выводу активов банка Snoras выполнил Саймон Фрикли, а зачистил "поле деятельности" после него Нейл Купер. Как и сколько за это получил?  

Но это уже другая история, о которой вряд ли можно будет прочесть в открытых учебниках по банковскому делу. Скорее — в методичках для узкого круга, с пометкой "для служебного пользования".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0