14:56 18 Ноября 2018
Прямой эфир
  • USD1.1346
  • RUB74.9036
    Кайпедский морской порт

    Видите Прибалтику? А она есть: чем региону грозит потеря транзита из России

    © Photo: Lietuvos Respublikos susisiekimo ministerija
    Колумнисты
    Получить короткую ссылку
    Борис Марцинкевич
    307481056

    Когда-то республики Прибалтики были "витриной Советского Союза", эталоном стиля и пионерами моды для огромной страны. В те времена любые новости из Эстонии, Латвии и Литвы были "готовыми сенсациями", их пересказывали друг другу в самых разных компаниях. Сейчас все изменилось

    Республики снова стали самостоятельными государствами, Советского Союза давно нет, новости из Прибалтики на страницы федеральных СМИ России стали редкостью. Прибалтийские политики "дежурно" выдают какую-нибудь очередную антироссийскую инициативу, СМИ так же "дежурно" реагируют парой публикаций — и не более того.

    Причины всем понятны: Прибалтика стремится всеми доступными средствами продемонстрировать независимость от России, после волны антироссийских санкций отношения с этими государствами устремились к нулю. И теперь новости про Прибалтику приходится вычитывать между строк сообщений, которые, казалось бы, никакого отношения к ней вовсе не имеют.

    Есть у России государственная корпорация "Газпром", у "Газпрома" имеется дочернее предприятие "Газпром нефть", а у нее есть отдельная структура, которая занимается производством и продажей топлива для морских судов — "Газпромнефть Марин Бункер". Август — время подведения итогов работы за первое полугодие, и вот "Газпромнефть Марин Бункер" тоже о них отчиталась.

    Балтийск заменит Прибалтику

    "Компания "Газпромнефть Марин Бункер" (оператор бункерного бизнеса "Газпром нефти") в первом полугодии 2018 года реализовала в Северо-Западном регионе России 556 тысяч тонн судового топлива, на 7,5 процента увеличив показатели аналогичного периода 2017 года. Наибольший рост продаж был обеспечен в портах Калининграда и Балтийска (+38 процентов), Архангельска (+32), Мурманска (+14)".

    Вы видите тут слово "Прибалтика"? Нет? А оно есть. Балтийск — это один из новых портов России на Балтийском море, на берегу которого находится и Калининград. Если на 38 процентов выросли поставки топлива для кораблей — значит, на столько же больше рейсов корабли стали делать по маршруту Балтийск — Калининград и обратно. И грузов они перевезли тоже на 38 процентов больше, чем год тому назад. 

    Из "материковой" части России в ее европейский эксклав и обратно грузов по морю отправляют больше — значит, ровно на все те же 38 процентов меньше грузов стали идти транзитом через территории Эстонии, Латвии и Литвы. Меньше нагрузка на шоссе, меньше грохота железнодорожных цистерн и вагонов — тишина над Прибалтикой, да и воздух все чище и чище.

    С бухгалтерской аккуратностью выполняется решение руководства России о том, что транзитные услуги от стран, придерживающихся резко выраженной антироссийской политики, больше не требуются. Независимость становится все более полной — от российских заказов не зависят железные дороги, от российских предпринимателей не зависят доходы логистических компаний. Не зависят от необходимости платить зарплату своим сотрудникам все прибалтийские компании, работающие в транзитном бизнесе. Каков итог?

    Активное развитие международных портов и аэропортов Прибалтики, увозящих их жителей и граждан в самые разные страны — туда, где есть работа. Оттуда придут деньги оставшимся, которые смогут рассчитаться за квартиры, за электроэнергию и помочь торговле сделать вид, что она есть. Интереснейшая модель экономики, согласитесь. Хочешь быть независимым от России и вести антироссийскую политику — нет проблем, будут проблемы с бюджетом — можно рельсы разобрать и в металлолом сдать, их ведь много. 

    Прицел на Севморпуть

    И в этом же скромном отчете небольшой по российским меркам компании "Газпромнефть Марин Бункер" скрыт ответ еще и на прожекты прибалтийских государств по поводу того, что через их порты пойдет китайский Новый шелковый путь. Вы его видите? А он тут есть.

    Архангельск и Мурманск — это порты, в которых заканчивается западная часть Северного морского пути (СМП). Больше топлива для судов — значит, и грузооборот по СМП тоже становится больше. А с географией спорить не получится — маршрут вдоль "макушки" планеты на 39 процентов короче традиционного пути из Азии в Европу. Ничего личного, только бизнес: если СМП будет развит настолько, что судоходство по нему станет круглогодичным, то все остальные маршруты Шелкового пути станут экономически менее привлекательными. В том числе и сухопутные варианты доставки китайских товаров до портов Прибалтики.

    Китай на взаимные отношения России с Литвой, Латвией и Эстонией смотрит весьма отстраненно, но он — заказчик, который будет выбирать самое выгодное предложение. Способны ли такое сделать независимые государства Прибалтики? Риторический вопрос. Они способны обвинять Россию во всех грехах, начиная с вымирания динозавров, они умеют строить проволочные заборы на границе с Россией, они умеют сводить в ноль гражданские и политические права своего русскоязычного населения. Получают ли они за это прибыль? Неизвестно — может, и так. Хватит ли этой прибыли на то, чтобы жить и развиваться, — посмотрим.

    Российский бизнес научился спокойно, без надрыва выдерживать государственную волю — вот это, если серьезно, и есть главная новость, которую мы видим в отчете топливной компании. Без спешки, но быстро наращиваются морские перевозки между российскими портами — это надежнее, чем продолжать транзит через территории, управляемые государствами с непредсказуемой политикой.

    Мы ведь не знаем, какие еще антироссийские санкции могут придумать в Евросоюзе и США, мы знаем точно только то, что страны Прибалтики обязательно к ним присоединятся. Потому и крепим делом слова прибалтийских политиков о независимости от России — продолжайте не зависеть, у нас и так работы полно: Северный морской путь осваивать и обустраивать надо, чтобы он стал транзитным для Европы и Азии, магистральные трубопроводы вести надо.

    Равноправное сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован, — выгодно, прибалтийская политика, против нас направленная, — не только не выгодна, а просто не интересна. Нет больше "западной витрины", новый прибалтийский стиль модным в России уже не станет.

    Стиль, при котором развитие страны зависит от количества денег, присланных теми, кто убыл на заработки в дальние края, своим оставшимся здесь родным, кого-то устраивает, возможно, но уж точно не Россию. Новости про Прибалтику, похоже, все чаще придется выискивать вот такими способами — между строк отчетов российских компаний.

    Зависимость стран Европы от российского газа
    © Sputnik /
    Зависимость стран Европы от российского газа

    Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

    Теги:
    транзит грузов, "Газпром", Прибалтика, Россия, Международная торговля
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik

    • Рижский марафон

      Рижский марафон - единственный в Северной Европе - удостоен "Золотого лейбла" Международной федерации легкой атлетики.

    • Премьер-министр Молдовы Павел Филип, архивное фото.

      Премьер-министр Молдовы заявил, что резолюция Европарламента, критикующая ситуацию в республике, является политическим документом.

    • Дом Стенбока

      Премьер-министр Эстонии Юри Ратас признал факт кризиса в правительстве республики из-за ситуации вокруг соглашения ООН о миграции.

    • Места силы: где искать мистические точки Минской области

      Куда современные белорусы ходят с жертвоприношениями, где просят избавить от слепоты, подарить хорошего мужа и облегчить роды, разбирался Sputnik.

    • Диана Силагадзе

      Сразу четыре грузинки вошли в список 15-ти самых завидных невест России по версии светского издания.

    • Георгий Мурадов

      По каким вопросам Крым и Абхазия начнут сотрудничать уже в ближайшее время, рассказал зампредседателя Совета министров Республики Крым.

    • Здание Верховного суда Азербайджана, фото из архива

      Количество судей в Азербайджане в пересчете на численность населения ниже европейских стандартов, заявил председатель Верховного суда республики.

    • Армяне устроили гулянья в аэропорту «Симферополь»

      Крымские армяне поддержали идею присвоить имя художника Ивана Айвазовского аэропорту Симферополя, исполнив народный танец.

    • Драка

      Стали известны подробности конфликта, который перерос в рукопашную между двумя медиками в казахстанском Павлодаре.