13:19 20 Сентября 2019
Прямой эфир
  • USD1.1067
  • RUB70.6938
    Мемориал Вильнюсского гетто

    Ванагайте любит шумиху, литовские евреи – тишину. Кто прав?

    © Depositphotos
    Колумнисты
    Получить короткую ссылку
    41511

    Реакция еврейской общины на книгу Ванагайте была достаточно скромной; возможно, литовские евреи считают, что если будут активно высказываться по актуальным вопросам, это даст импульс для сплочения антисемитов

    Живет в нашей стране одно важное сообщество, голос которого мы слышим редко; его представители могли бы сказать многое, однако в большинстве случаев они предпочитают тишину.

    Я говорю о еврейской общине в Литве. О литваках. Почему в большинстве случаев наши евреи молчат? О чем молчат наши евреи?

    Пережив жестокое массовое уничтожение в годы войны, позже, спустя 50 лет, в советской Литве евреи не могли говорить об этом открыто. Власти этого не терпели. По-видимому, правительство того времени не хотело сталкивать советских евреев с советскими литовцами, часть которых участвовала в Холокосте, поэтому об этих событиях говорилось в широком смысле, как о страданиях советских граждан в годы войны. Знания о трагедии еврейского народа передавались только внутри еврейских семей, от родителей детям.

    Затем пришел Михаил Горбачев, а с ним и гласность. Информация о Холокосте стала открытой. Мы узнали, что 95 процентов из почти 200 тысяч живущих в Литве евреев стали жертвами Гитлера и его пособников. Теперь их осталось всего 3 тысячи человек.

    Сначала нам, литовцам, с трудом пришлось признать, что часть наших соотечественников активно помогала нацистам уничтожать евреев. Пресса пропагандировала идею о том, что если так и было, то это была месть литовцев большевистским евреям за оккупацию и депортацию в Сибирь.

    Однако вскоре стало ясно, что процент людей еврейской национальности среди коммунистов и работников репрессивных органов тогда мало отличался от их процентной доли в общей численности населения. Таким образом, антисемитская теория, согласно которой евреи выступали за сталинские репрессии и вхождение Литвы в состав СССР, утратила свою фактическую основу.

    Тем не менее, несмотря на официальную политику признания масштабов Холокоста и участия в нем части литовцев, в народе остается много антисемитских настроений. Они особенно яркие в комментариях в интернете. К сожалению, литовцы не очень отличаются от других восточноевропейских стран. Дело в том, что часть населения, особенно менее образованная, склонна везде искать виновных и верить в различные теории заговора, в том числе в теорию "еврейского заговора".

    Наш Сейм сделал жест доброй воли по отношению к литовской еврейской общины: в 2011 году он законом утвердил решение к 2023 году компенсировать общине ее утраченное в военные и послевоенные годы имущество, переведя ей в общей сложности 37 миллионов евро. Закон уже исполняется, и пропорциональная сумма переводится ежегодно.

    В принципе договорились и о старом еврейском кладбище у бывшего Дворца спорта в Вильнюсе. Эксперты по наследию определили, что реконструкция этой территории не повредит кладбищу. Правда, некоторые евреи, живущие за рубежом, с этим не согласны и пытаются оспорить выводы экспертов.

    Путаницу в литовско-еврейские отношения также вносит неопубликованный список убийц евреев. То есть список людей, подозреваемых в участии в Холокосте в Литве. Отчасти можно понять литовских историков и сотрудников Центра исследования геноцида и сопротивления жителей Литвы. Они, по-видимому, не осмеливаются обвинять конкретных людей без полного доказательства их предполагаемых преступлений. С тех пор ведь прошло почти 80 лет.

    Жаль, что представители Центра не продемонстрировали те же меры предосторожности в начале января этого года. По прошествии 40 лет они обвинили нескольких известных представителей культуры, искусства и церкви в сотрудничестве с КГБ. Всесторонней документацией обвинители и в этом случае не располагали.

    Получается, что все зависит от желания, симпатий и антипатий историков. Нежелание расследовать дела об убийствах евреев – это политическое нежелание. Кстати, сразу после восстановления независимости в 1991 году в живых оставалось еще много участников и свидетелей Холокоста, но…

    Если молчат профессиональные историки, начинают говорить непрофессиональные или профессионалы других областей. Так произошло и в этом случае. Заговорила окончившая режиссуру, а затем ставшая известной как специалист по связям с общественностью, экстравагантная Рута Ванагайте.

    Она в одну книгу сложила все трагическое описание массовых убийств евреев и назвала произведение "Наши" (лит. Mūsiškiai). Автор хотела рассказать о том, как литовцы участвовали в массовых убийствах евреев. Ей удалось, и на многих это произвело эффект разорвавшийся бомбы.

    Однако когда это делает специалист по связям с общественностью, нельзя избавиться от впечатления, что для нее эффект может быть важнее сути. А суть трагична – Холокост, о котором стоит говорить, взвешивая каждое слово. Рута не взвешивала, ее эмоции лились через край.

    Поэтому на этот раз мы услышали несколько скромных голосов местных евреев о том, что не следует поднимать столько рекламного шума по вопросу Холокоста во время презентации упомянутой книги. Действительно, наблюдая за тем, как наслаждалась Ванагайте, оказавшись в центре внимания, возникали разные мысли.

    Но автор оказалась права в другом аспекте. Название книги – "Наши". И жертвы, и палачи – все они были жителями Литвы, соседями, все были нашими. Поэтому, взвесив все за и против, Ванагайте своей книгой, которая многим открыла глаза, сделала хорошую работу.

    Реакция еврейской общины на "Наших" свидетельствовала о том, что эта община, возможно, права, избрав по сути тактику молчания. Видимо, реакция немалой части общественности на просторах интернета на книгу Ванагайте показала, как много среди нас антисемитов. Резких, полных гнева.

    Видимо, литовские евреи обоснованно считают, что если они будут активно высказываться в общественном пространстве по различным актуальным вопросам, это даст импульс для сплочения антисемитов. А этого они точно не хотят, потому что их память еще жива. Поэтому мы видим всего лишь нескольких еврейских интеллектуалов или политиков, которые участвуют в публичных дебатах.

    С другой стороны, такое молчание может каким-то образом стимулировать антисемитов, ксенофобов и сторонников других форм ненависти. Они могут чувствовать себя благословленными, непобедимыми, неконтролируемыми, вне критики.

    Скажите, официальная власть запрещает антисемитизм? Официально – да. Но в головах части наших людей, под тонким, показным слоем сознательности таятся древние суеверия и кипят страсти, которые при создании исторического повода могут вырваться наружу.

    Об этом свидетельствует наша история.

    Можно понять еврейскую общину, которая чувствует себя несмело. Но тогда говорить громче следует нам, литовцам.

    По теме

    Сквернялис: правительство не пересмотрит роль литовцев в Холокосте
    Прокуратура отказалась возбуждать дело в отношении Ванагайте
    Почему в Литве не могут смириться со словами Статкявичюса и Ванагайте
    В Литве изымают из продажи книги Ванагайте о "лесном брате"
    В центре Одессы осквернили Музей холокоста
    Теги:
    евреи, Холокост евреев, Рута Ванагайте, Литва
    Загрузка...


    Главные темы

    Орбита Sputnik