Литва и Латвия два десятилетия не могут договориться о морской границе

© Sputnik/ Андрей БогдановБалтийское море
Балтийское море - Sputnik Литва
Подписаться
Рига намерена завершить легализацию границы только после того, как будет подписано экономическое соглашение и исследовано нефтяное месторождение в море

ВИЛЬНЮС, 15 апр — Sputnik. Литва и Латвия два десятилетия не могут договориться о морской границе, сообщает LRT.

Колокольня Домского кафедрального собора и вантовый мост через реку Даугаву в Риге, Латвия, архивное фото - Sputnik Литва
Новая угроза Прибалтике: кебаб не понимает по-латышски

Двустороннее соглашение об определении границы в 1999 году ратифицировала только Литва. Новая граница увеличила литовские воды примерно на десять тысяч километров.

Латвия до сих пор медлит с ратификацией договора. Рига хочет, чтобы Вильнюс сначала подписал соглашение об экономическом сотрудничестве на континентальном шельфе, в то время как Договор о морской границе предусматривает обратное. Позиция Министерства иностранных дел Латвии остается неизменной.

МИД Латвии отмечает, что в его интересах продолжать работу по изучению и использованию пограничных ресурсов, чтобы развивать Соглашение об экономическом сотрудничестве.

"По нашему мнению, Соглашение об экономическом сотрудничестве может быть представлено для ратификации в совместном пакете, который облегчит ратификацию Соглашения о морской границе. Однако Соглашение о морской границе находится в компетенции парламента Латвии", — говорится в заявлении МИД Латвии.

Более десяти лет назад латвийские парламентарии в обмен на ратификацию договора предложили поделить одно из крупных нефтяных месторождений, хотя почти все оно находится в водах Литвы. Вильнюс с этим не согласился.

"Я знаю, что несколько лет назад было выдано разрешение и была пробурена скважина, а в прошлом году было выдано разрешение на другое месторождение. На той спорной территории может быть восемь миллионов тонн геологических нефтяных ресурсов, из которых два-три миллиона тонн можно добыть", — отмечает заведующая отделом глубоководных исследований Геологической службы Юрга Лазаускене.

Железная дорога, архивное фото - Sputnik Литва
Литва и Латвия поспорили из-за железнодорожных перевозок до Калининграда

Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс называет подобную ситуацию парадоксальной.

По его словам, поскольку зона общая, то исследовать ее следует вместе, но это должно быть сделано в срок, оговоренный в договоре.

Бывший депутат парламента Латвии Ромуальдас Ражукас считает, что соглашение может быть достигнуто, если два контракта будут предложены латвийской стороне одновременно.

"Нужен экономический договор, который был бы передан в парламент Латвии, поскольку я считаю, что если оба договора будут вместе, то латыши проголосуют и договор о границе будет ратифицирован", — рассуждает Ражукас.

Официально заявлено, что такая ситуация не влияет на двусторонние отношения.

"В данном случае самое важное даже не экономические вопросы, с которыми сталкиваются обе стороны только из-за того, что без ратификации договора невозможно подписать соглашение и проводить исследования, связанные с поиском и эксплуатацией природных ресурсов. Важнее репутация, которую этот неразрешенный вопрос делает странам Балтии", — отмечает директор Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Рамунас Вильпишаускас.

По словам членов Комитета Сейма по иностранным делам, подобного случая, когда два государства не могут договориться о морской границе, в Евросоюзе нет.

Лента новостей
0