Быстро дыру не закрыть: что будет делать Литва без грузов удобрений

CC BY 2.0 / Julian-G. Albert / Клайпедский порт, архивное фото
Клайпедский порт, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 26.11.2021
Подписаться
В Минтрансе отмечают, что в настоящее время по американским санкциям ведется много дискуссий, а ситуация может измениться за один день
ВИЛЬНЮС, 26 ноя - Sputnik. Литовские компания до сих пор не имеют ясности в отношении условия применений санкций США против "Беларуськалия", продукция которого экспортируется через Клайпедский порт. Об этом сообщает Sputnik Латвия со ссылкой на литовские СМИ.
В августе Вашингтон объявил о введении санкции против белорусского производителя удобрений. Предусмотрен запрет на заключение новых контрактов на покупку продукции компании. До 8 декабря бизнес должен завершить работу по сделкам, однако, как отмечает агентство, что будет дальше – неизвестно.
Министр транспорты Литвы Марюс Скуодис в начале октября посетил США, где обсуждались вопросы применения санкций. Он отметил, что с американскими ограничительными мерами есть много неопределенностей, поэтому компании должны сами оценивать риски.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко - Sputnik Литва, 1920, 25.11.2021
"Мерзавцы": Лукашенко потребовал от ЕС оплатить рейс по вывозу мигрантов
"Европейские санкции как бы ясны, а вот по санкциям США ведется много дискуссий. Кроме того, многое может измениться за один день, США и ЕС могут ввести новые санкции, если ничего не изменится у нас по соседству", – сказал он.

"Беларуськалий" является крупным партнером для Литвы. В случае потери экспорта удобрений через Клайпедский порт "Литовская железная дорога" (Lietuvos geležinkeliai, ЛЖД) может потерять около четверти грузопотока и около 60 миллионов евро доходов. Клайпедский порт рискует потерять около трети своих годовых погрузок и около 20 миллионов евро доходов в год, отмечается в статье.

О том, что потери будут большими для литовской экономики, говорил и акционер компании "Терминал насыпных грузов" (Biriu kroviniu terminalas) в Клайпеде Игорь Удовицкий.
Между тем эксперты и участники сектора по-разному оценивают ситуацию.
Так, гендиректор ЛЖД Мантас Бартушка отмечает, что формально санкции Бюро контроля над иностранными активами Казначейского департамента США (OFAC) не действуют в отношении литовских компаний. Также он заявил, что "Беларуськалий" рассчитывается с литовским партнером в валюте евро, а не в долларах США.
Великая Китайская стена, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 25.11.2021
"Литва даже не блоха": китайские читатели высмеяли политику Вильнюса
Некоторые эксперты считают, что ни один действующий в Литве банк не захочет проводить операции с "Беларуськалием", чтобы не рисковать собственной репутацией. Однако другие специалисты предполагают, что обслуживать сделки с этой компанией мог бы небольшой банк, или компания финансовых технологий, или же иностранный банк, работающий на территории балтийской республики.
Как сообщает агентство, некоторые эксперты, знакомые с ситуацией, предполагают, что белорусские удобрения будут некоторое время перевозиться через Литву и после 8 декабря, однако затем транзит прекратится.
По словам главы Клайпедского порта Альгиса Латакаса, некоторые сделки могли уже состояться, а также могли быть сделаны авансовые платежи.

"Мы ведем переговоры как с литовскими, так и с зарубежными банками и в настоящее время оцениваем ситуацию", – в свою очередь добавляет Бартушка.

По его словам, из-за остановки транзита группе компаний, возможно, придется пересмотреть тарифы на услуги.
Глава Минтранса заявляет, что в базовом сценарии стратегия ЛЖД основана на деятельности, которая не включает транзит белорусских удобрений.
Руководитель Клайпедского порта отмечает, что в план морской гавани на 2022 год груз "Беларуськалия" также не входит. В результате грузопоток в порту сократится примерно на 30 процентов.
Клайпедский порт  - Sputnik Литва, 1920, 26.10.2021
У соседей еще хуже: Литва похвасталась "успехами" Клайпедского порта

"Это большая потеря. Быстро эту дыру уже никто не сможет восполнить. Это количество росло с 2010 года или еще раньше, примерно на один миллион тонн в год. Поэтому можно понять, сколько лет может потребоваться, чтобы поднять его после потери. Мы возлагаем большие надежды на контейнеры, на сельскохозяйственные и на грузы ro-ro", – сказал Латакас.

Уход белорусских грузов из портов Балтии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко в августе прошлого года заявил о возможной переориентации торговых потоков с портов Прибалтики. В сентябре переброска нефтяных потоков из портов Литвы на российские порты, в частности на Усть-Лугу, обсуждалась на переговорах премьеров России и Белоруссии.
На фоне того, что отношения Белоруссии со странами Запада резко ухудшились, ЕС ввел против Минска санкции, в том числе касающиеся определенных отраслей экономики. В связи с этим белорусская сторона намерена увеличить пропускную транспортную способность в сторону российский портов на Северо-Западном направлении.
Литва уже потеряла транзит белорусских нефтепродуктов.
Экспорт через Литву белорусских калийных удобрений, производители которых попали под санкции США против Минска, остановится в декабре этого года. В свою очередь, Минск к декабрю будет готов к перевалке калийных удобрений через морские порты РФ при поставках продукции на экспорт.
Осенний лес, архивное фото - Sputnik Литва, 1920, 24.11.2021
Миграционный кризис в Литве
Беженец рассказал, как потерялся недалеко от Литвы и пил воду из болота
Лента новостей
0