Энергетика_лого - Sputnik Литва
Энергетика. LIVE
Самые свежие новости энергетического рынка Европы, стран Балтии и России. Аналитика, мнение экспертов и видео.

Тоннаж имеет значение: как Россия будет завоевывать рынок СПГ в Европе

© Photo : Администрация Ленинградской областиОткрытие терминала по производству и перегрузке СПГ "Криогаз - Высоцк"
Открытие терминала по производству и перегрузке СПГ Криогаз - Высоцк - Sputnik Литва
Подписаться
В последнее время многие новостные порталы стали публиковать информацию о сразу нескольких проектах заводов по сжижению природного газа, реализуемых в России

Проектов действительно больше одного. "Газпром" в марте заявил о создании совместного предприятия с компанией "РусГазДобыча", которая намерена строить в порту Усть-Луга целый промышленный газовый кластер, в составе которого должен появиться и СПГ-завод годовой мощностью в 13 миллионов тонн.

Клайпедский СПГ терминал, архивное фото - Sputnik Литва
Литве предложили способ использования Клайпедского терминала СПГ

Осенью "Новатэк", по его же собственному заявлению, должен принять окончательное инвестиционное решение по "Арктик СПГ-2". Госэкспертиза утвердила план расширения СПГ-завода на Сахалине, компания "Криогаз" ведет переговоры по строительству завода в Карелии мощностью до 150 тысяч тонн, а на "Ямал-СПГ" заканчивается монтаж четвертой технологической линии мощностью в 950 тысяч тонн.

Есть планы строительства небольшого СПГ-завода на Сахалине с целью газификации самого большого острова России. Информация обо всех проектах идет плотным потоком, разобраться не так уж просто.

Сжижение малотоннажное

Причин для такого бурного развития новой для России отрасли газовой промышленности сразу несколько. В советские времена, когда в огромной стране планомерно развивалась система единого газового снабжения (ЕГС), технологии сжижения газа не были востребованы — считалось, что все проблемы можно решить за счет прокладки магистральных и распределительных трубопроводов.

Однако после отказа от плановой централизованной экономики и распада СССР ситуация изменилась кардинально — теперь газификация городов и особенно сельской местности стала подчиняться рыночным законам, при этом государство отказалось от разработки и создания единой программы газификации. Эта проблема стала компетенцией исключительно государственного концерна "Газпром", и ее решение теперь зависит только от этой компании и того, как ей удается выстроить отношения с тем или иным регионом.

Мгновенно выяснилось, что прокладка трубопроводов, строительство компрессорных станций и прочей инфраструктуры далеко не всегда по карману конечным потребителям и далеко не всегда окупается — для рентабельности проектам нужны либо крупные промышленные потребители, либо большое количество населения. Если в европейской части России газификация пусть не быстро, но происходит ("Газпром" с 1991 года поднял средний уровень газификации с 51 до 58 процентов по России), то на бескрайних просторах Дальнего Востока и в Арктическом регионе с тамошней плотностью населения все выглядит куда как более грустно.

Поэтому первая технология сжижения газа, которая оказалась востребована,— малотоннажная, в объеме до 200 тысяч тонн СПГ в год. Если не вдаваться в подробности, то в этом случае в качестве источника газа используется магистральный газопровод — газ оттуда уходит на технологическую линию, где и превращается в жидкость, которую потом можно транспортировать конечным потребителям в криогенных вагонах или автоприцепах. При этом сжижается не весь газ, поступающий в установку, но это никаких неудобств не причиняет — газ, не поддавшийся ожижению, отправляется обратно в магистраль.

Логотип компании Газпром на Петербургском международном экономическом форуме. - Sputnik Литва
Литва нарастила объемы закупок газа у "Газпрома" в первом квартале

Патенты зарегистрированы в России компанией "Криогаз" еще в те времена, когда она принадлежала польской финансовой группе CP Energia S.A., а после того, как "Криогаз" перешел под контроль "Газпром Банка" и вошел в состав его промышленной группы, производство оборудования на все сто процентов локализовано в России. По этой технологии "Криогаз" уже построил мини-заводы в Псковской и в Калининградской областях, сейчас идет согласование строительства мини-заводов сразу в нескольких других местах.

Еще одно направление развития малотоннажных проектов — поставка готовых комплектов оборудования иностранным заказчикам. Оборудование производится на подмосковном предприятии "Криогенмаш", которое ведет переговоры о поставках с китайскими партнерами, и ожидается, что скоро переговоры будут успешно завершены.

Сжижение среднетоннажное и арктический климат

С технической точки зрения следующий, более сложный уровень сжижения природного газа — среднетоннажный, в объемах от 200 тысяч до одного миллиона тонн СПГ в год. Наш портал уже писал о том, что первый завод с двумя технологическими линиями мощностью по 330 тысяч тонн в год каждая, расположившийся в городке Высоцке Ленинградской области, в апреле 2019 года начал отгрузки готовой продукции.

Танкер - газовоз Coral Anthelia, архивное фото - Sputnik Литва
Литве недолго осталось радоваться российскому СПГ по сходной цене

В этом случае использовалась технология Liquefin™. Французская компания Air Liquide согласилась на требование "Газпрома" — полностью раскрыть ноу-хау, и уже при производстве первых технологических линий для "Криогаз-Высоцка" российская локализация достигла 65-70 процентов, в дальнейшем ее планируется довести до 90-95 процентов. Но есть и еще одно направление в российском среднетоннажном сжижении — в апреле 2017 года "Новатэк" запатентовал первую в России технологию "Арктический каскад", проектная мощность такой технологической линии составляет 950 тысяч тонн готовой продукции в год.

Уже из названия очевидно, что российские специалисты при разработке технологии использовали особенности арктического климата. Напомним, что температура, при которой природный газ становится жидким, — это минус 162 градуса, потому каждый градус, который можно получить за счет использования температуры внешней среды, снижает себестоимость конченого производства. Именно эту линию, "Арктический каскад", сейчас монтируют на "Ямал-СПГ" — как любая техническая новинка, линия должна будет пройти этап опытно-промышленной эксплуатации, чтобы специалисты могли учесть все ее особенности и, если потребуется, устранить любые "шероховатости".

Будут ли конкурировать две этих технологии? Только в том случае, если "Газпром" решит использовать французскую технологию в Арктике, а пока таких планов у ведущей российской компании нет. "Арктический каскад" вне Арктического региона и климата смысла не имеет, в "Новатэк" это прекрасно понимают, да и цели у этой компании несколько иные. Тиражировать "Арктический каскад" в его нынешнем виде не для кого — Россия остается единственной страной, добывающей газ в Заполярье.

В недавнем интервью руководитель "Новатэка" Леонид Михельсон говорил, что после испытаний "Арктического каскада" на "Ямал-СПГ" инженеры и конструкторы будут вести научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки для того, чтобы эту технологию можно было использовать и для крупнотоннажного (превышающего один миллион тонн продукции в год) сжижения газа, при этом все производство оборудования будет полностью локализовано в России.

Это действительно большая, серьезная и очень нужная работа, ведь оба крупнотоннажных российских СПГ-завода — "Сахалин-2" и "Ямал-СПГ" — используют зарубежные технологии, импортные разработки будут использованы и на следующем заводе "Новатэк" — "Арктик СПГ-2". Зависимость от западных технологий в наше время, когда в любой момент в отношении России могут быть объявлены очередные дискриминационные меры, становится все более опасной.

СПГ-индустрия — самый быстро растущий сектор газовой индустрии, Россия смогла получить только восемь процентов рынка производства, что связано с поздним стартом и отсутствием собственных технологий. О том, каким образом "Газпром" и "Новатэк" страхуются от возможных санкций, какие планы у обеих компаний, стоит поразмышлять в отдельной статье.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0