Давайте помиримся, пока не поздно

© PixabayМолодые люди держаться за руки, архивное фото
Молодые люди держаться за руки, архивное фото - Sputnik Литва
Подписаться
Построить Памятник примирения и покаяния нации и забыть вооруженную борьбу в послевоенный период

Эту уже позабытую старую идею оживил один из самых нетипичных литовских парламентариев, представитель партии "крестьян" Дайнюс Кяпянис. И сразу же получил осуждение от консерваторов и других сторонников "патриотической" инквизиции.

Репродукция картины Валерия Балабанова Трагедия - Sputnik Литва
Как антисталинисты в Литве мутировали в сталинистов

Как же? Общий памятник жертвам и палачам? Это ересь! Консерваторы уже донесли на Кяпяниса парламентской комиссии по этике и процедурам "за пренебрежение к памяти борцов за свободу Литвы". Они также публично советуют выяснить, нельзя ли Кяпяниса привлечь к уголовной ответственности за "одобрение преступлений против нации". Как говорится, пришли логическому концу: за предложение примириться "патриоты" угрожают уголовной ответственностью. Автору этих строк уже пришлось недавно обратить внимание читателей на то, что демократы постепенно мутировали в автократов.

Кяпянис интересен тем, что он еще не стал типичным политиком, поэтому говорит просто, ясно и искренне. До выборов в Сейм он с 1990 года руководил созданной им школой здорового образа жизни в Паланге. Школа сразу стала популярной, поскольку Кяпянис умел задорно и профессионально организовывать оздоровительные мероприятия — купание в море даже зимой, необычные зарядки и вкусные и полезные диеты. Его школа стала Меккой для ЗОЖников со всего балтийского региона.

Теперь же Кяпянис, который сам в себя наивно не верил, своим смелым предложением словно искупал в холодном море всех ультра-патриотов и других представителей закостенелого мышления. Главный ЗОЖник Литвы размял их память и совесть. Поясняя мотивы своего предложения, он напомнил, что между "лесными братьями" бывают не только идеалисты, но и…

Историк и политик Арвидас Анушаускас, представленный теперь главным специалистом по послевоенному времени, может сколько угодно пояснять, что убитые безоружные гражданские — это работа не "лесных братьев", а переодетых сотрудников НКВД. Молодежь, может, и поверит. Но никогда не поверят родственники жертв, которые своими глазами видели, кто проводил те экзекуции. 

Музей жертв геноцида в Вильнюсе - Sputnik Литва
Призрак КГБ удобно расположился в Литве

Что же тогда остается делать истинным демократам? Им остается принять закон, запрещающий свободно высказывать свое мнение о послевоенном периоде. Развелось здесь всяких Ванагайте, кяпянисов и других отступников, которые только и хотят навредить Литве. 

В здоровом теле – здоровый дух. Совесть ЗОЖника Кяпяниса тоже здорова. По словам депутата, он не мог не реагировать на то, что недавно услышал, находясь в гостях у одной семьи. Услышал историю о расстрелянных членах той семьи. И видя их боль, как сейчас представляют героями тех, кто… не должен быть героем. Именно поэтому и предложил Памятник примирения. 

"Давайте не будем бередить старые раны, давайте покажем обе стороны и построим Памятник примирения и покаяния нации", — сказал Кяпянис. 

Идея на самом деле не новая. Ее во времена Саюдиса предлагали некоторые литовские интеллигенты. Она претворена в жизнь в Испании, которая когда-то сильно пострадала от гражданской войны. Но луч надежды на примирение Литвы исчез в море безразличия.

Слишком рано нам примиряться? Или уже слишком поздно? Как символично: за предложение о покаянии консерваторы, в полном названии партии которых есть слова "христиане-демократы", уже стали преследовать проповедника идеи.

Так каким же временем был тот послевоенный период? Одни 50 лет нам поясняли, что это была борьба классов, месть советской власти со стороны подручных нацистов. Другие сейчас уже почти 30 лет уверяют, что нет – это была борьба партизан с оккупантами и коллаборантами. Выходом и стало бы подняться над всеми этими противоречиями. Не бередить раны. Не спекулировать ими для получения политической выгоды. Все разыскивая виновных, на фоне которых мы сами выглядим невиновными.

Виновны мы все. Виновно… человечество в том, что еще не повзрослело.

Виновны те, кто в царской России долго сопротивлялся отмене крепостного права – и тем самым еще больше привил менталитет крепостных большинству людей. Виновны те, кто развязал Первую мировую войну, ужасные страдания и нищету – и получил на это реакцию в виде Октябрьской революции. Виновны те, кто во время революции начал красный террор, а также и те, кто осуществлял белый террор.

Виновны те, кто в послевоенной Литве осуществил военный переворот и создал автократную систему, зажал ростки демократии. Кто ввел цензуру и подавление любой оппозиции. Виновны те, кто создал две Литвы: сытых помещиков и фабрикантов и обнищавших крестьян и рабочих. Кто поддерживал все это.

Виновны те, кто, ломая международное право, ввел в Литву свою армию и начал проводить политические репрессии. Те, кто ссылал на гибель в Сибирь. А также и те, кто при приходе нацистов, отрубал головы евреям, стрелял в гражданских. Кто проводил Холокост.

Иудаизм - Sputnik Литва
Музей литваков мира планируют открыть в Вильнюсе

Стоп. Хватит. Виновны мы все. Явно или косвенно. Действием, пассивностью или молчанием. Безразличием или непроявлением интереса. Если среди нас нет ангелов – а белых крыльев за спиной не видно ни у одних, ни у других — то, может, прекратим сводить счеты.

Давайте порадуемся, что сохранились как нация. А могло быть и хуже. Что у нас есть Вильнюс и Клайпеда. Что у нас не было СС дивизии, когда ее сформировали в соседних Латвии и Эстонии, в которых теперь чтут ветеранов тех дивизий. Есть и у нас позитивное, зачем всегда концентрировать внимание на негативном? И доказывать одни другим, кто из нас больший патриот.

Дайте заработать хлеб нашим историкам. Выдумывая всякие табу, мы этот хлеб у них отнимаем. Как в эти дни признался один из них, Альвидас Никжянтайтис, многие из его коллег-историков уже боятся браться за темы послевоенного или советского периода. Поскольку знают, что их могут обвинить в работе против Литвы.

Можно прогнозировать, что ЗОЖник Кяпянис лишится части своего мощного здоровья. Праведники будут давить, чтобы он извинился. Поскольку многие адепты религии патриотизма еще не созрели для идеи примирения. Но для примирения созрела наша нация. Она устала от раздоров, от призраков прошлого и сведения счетов.

Она хочет знать свое будущее. Она хотела бы примириться, поскольку постоянно ссорящаяся семья рано или поздно начинает процесс развода. Массовая эмиграция и является процессом развода нации.

Так, давайте примиримся.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0