"Валериан и город тысячи планет": французская звездная сказка

© Photo : EuropaCorpВалериан и город тысячи планет
Валериан и город тысячи планет - Sputnik Литва
Подписаться
Колумнист Sputnik Лев Рыжков посмотрел новейший фильм самого именитого французского режиссера и делится впечатлениями

Фантастика на широкую ногу

Когда автор обзора был еще начинающим кинолюбителем, в ту же пору, когда на экраны вышло "Криминальное чтиво", в общем, очень давно – еще в прошлом тысячелетии появился один знаменитый фильм. Он назывался "Пятый элемент". В нем играл молодой Брюс Уиллис, а юная и наивная Мила Йовович весьма убедительно изображала инопланетянку. При всем при том фильм был французский, а снял его режиссер Люк Бессон.

После "Пятого элемента" и карьера Бессона и личная жизнь пошли, что называется, в гору. Люк стал главным кинематографистом Франции, а в женах у него некоторое время побыла та самая Мила Йовович.

Зрители в кинотеатре - Sputnik Литва
"Дюнкерк": война в форме матрешки

Не знаю, кому как, но мне "Пятый элемент" не очень-то "зашел". Да, фильм был веселый, безбашенный, с погонями и поворотами сюжета. Но от него возникало странное послевкусие, как после спектакля в провинциальном ТЮЗе. То есть, вроде бы, все — молодцы, таланты и звезды. Но присмотришься: а у Карлсона пропеллер-то отваливается, и у клоунов – костюмы пыльные.

На самом деле, очень бедный был фильм. Конечно, эту бедность, как могли, замаскировали, но все равно – полной иллюзии погружения в мир "Пятого элемента" не случилось.

Но вот прошла примерно четверть века. Люк Бессон теперь, что называется, может себе позволить любые эксперименты. Наверняка он осмыслил свой опыт в кинофантастике, понял, что здесь, допустим, надо подтянуть, а там — ослабить. И вот — новое слова Бессона в фантастическом жанре выходит на экраны. И называется это новое слово "Валериан и город тысячи планет".

Черкизон для гуманоидов

Конечно, лучше всего смотреть "Валериана…" в формате 3D. Потому что не будет преувеличением сказать, что перед нами – волшебство. Самое настоящее погружение в сказку. По степени вовлеченности зрителя в мир повествования сравнить "Валериана…" можно, наверное, с "Аватаром" Джеймса Камерона. То есть, вы фактически живете там, в фильме. Вот как! Я и сам, признаюсь, не ожидал.

Никакого сравнения с многочисленными высокотехнологичными халтурами, в ткань которых 3D-эффекты вставлены, как цитаты классиков-марксизма в советское предисловие. Эти халтуры (не будем показывать пальцем) изрядно подпортили чистоту восприятия объемного кино. Оно стало даже маленькими детьми восприниматься, как что-то дорогое, бессмысленное и очень глупое.

Обозреватель радио Sputnik Лев Рыжков - Sputnik Литва
Кинокритик о новой "Мумии": сняли очевидную фигню

А вот Люк Бессон взял и своим трудом вернул в зрительный зал проявление восторга и ощущение сказки. Совершил, можно сказать, маленькое чудо. А, может, и не маленькое. Почему так получилось? Наверное, потому, что Бессон взял, да и создал на экране свой сказочный мир. Вот, например, инопланетный рынок-барахолка. Если на него смотреть обычным взглядом, то он выглядит как кусок пустыни, по которой зачем-то шарахаются одинокие туристы. Но если посмотреть из другого измерения, то мы попадаем на бескрайний такой Черкизон, где свой малый, средний и криминальный бизнес делают самые разнообразные гуманоиды — некоторые потешные, а других из них, если во сне увидишь, то гарантированно проснешься.

Или, например, как вам футуристический мегаполис в открытом космосе, где помимо людей живут представители еще нескольких тысяч рас? И все детальки, все обитатели этого мира продуманы до мелочей. Все кажутся настоящими. В общем, высший пилотаж. Для объективности картины скажу, что французский 3D-космос все-таки — так себе. На "отцепись" нарисован. У американцев в "Гравитации" или даже у россиян во "Времени первых" космос воссоздан интереснее. Но все остальное — просто красота невероятная.

Суперагенты-подростки

Собственно, идти в кино можно уже просто для того, чтобы полюбоваться на этот вот воссозданный в мелочах и деталях инопланетно-гуманоидный быт. Но есть еще и сюжет. Герои с кем-то бьются, от кого-то спасаются бегством, ныряют между измерениями. Все очень динамично, но пересказывать интригу, думаю, не имеет смысла.

У писателя Владимира Сорокина есть старый роман "Сердца четырех". Вот там тоже герои переживают жуткие приключения, в кого-то стреляют, от кого-то убегают. Но зачем и какая цель ими движет – не смог разобраться ни один литературовед. В "Валериане…" примерно так же. Но, в принципе, сюжет в данном случае вторичен, ибо красота происходящего на экране зашкаливает настолько, что хочется рассматривать каждый кадр бережно, как произведение искусства.

Вместе с тем — очень живые герои. Даже самое малое инопланетное насекомое имеет свой характер и зачем-то встроено в механизм действия, куда-то его направляет и как-то на происходящее влияет.

Много доброкачественного юмора. Если в первой половине фильма снобы-кинокритики в зрительном зале лишь иногда посмеивались, то ближе к финалу — веселились от души и хлопали в ладоши.

Кадр из фильма Меч короля Артура - Sputnik Литва
Африканцы при дворе короля Артура

3D-красоты и динамичное действие сочетаются вдобавок ко всему с актуальной для подростковой аудитории проблемой: как произвести впечатление на девушку и признаться ей в любви. Главные герои фильма – вроде как суперагенты, но на самом деле – подростки.

Весь фильм у меня было ощущение, что у Дэйна ДеХаана, исполнителя главной роли, на щеках – подростковые прыщи. Хотя на самом деле настоящего прыщавца на экран никто не пустил бы даже в арт-хаусе, поэтому под отметины пубертатности "работали" царапины или просто игра света и тени. Но ни секунды не сомневаюсь, что Люк Бессон все-таки добивался для своего героя некоей прыщавости.

Постепенно герой, конечно, меняется к лучшему, понимает, как очаровывать девчонок. И когда он ближе к концу фильма появляется в своем начальном (откровенно дурацком) амплуа, многие кинокритики дружно сказали "тьфу".

Исполнительница главной женской роли Кара Делевинь — очень красивая и строгая девочка. Такая невозмутимая отличница. Есть и звезды. Появляется в фильме певица Рианна и живая легенда Рутгер Хауэр.

Энергия полетов фантазии

Чем отличается талантливый фильм от поделки? На самом деле, отличий много, и о них можно рассуждать бесконечно. Но главное состоит вот в чем. Халтура – всегда приглажена, убраны все противоречивые моменты, авторы — осторожны и осмотрительны, держат себя в узде. А в случае с талантливым произведением искусства чувствуешь, как создателей просто "несет". Вот они что-то придумали, сами над этим смеются, и зрителям смешно. И Люк Бессон — молодец в том, что никогда не ограничивает полеты фантазии, а напротив, использует энергию этих полетов по самому максимальному максимуму.

И о политике. К сожалению, очень редкий фильм из западного полушария нашей планеты не имеет ныне идеологического подтекста. Есть это и в "Валериане…". По счастью, он не касается никаких "империй зла" и возвеличиваний меньшинств. Касается он проблемы беженцев. Аллюзии на злободневную проблему французского социума в фильме очевидны. Показаны несчастные гуманоиды, которые говорят: "Мы не вернемся на свою планету. Жить там — хуже смерти".

И к этим инопланетным мигрантам, конечно, испытываешь сочувствие. Тем более что и ведут они себя в галактическом мегаполисе хорошо, правил межпланетного общежития не нарушают. Так что никакого внутреннего протеста против такой идеологемы у автора этих строк не возникло.

Лента новостей
0