Первенец литовского тяжмаша переживает не лучшие времена

© PixabayЛокомотив
Локомотив - Sputnik Литва
Подписаться
В конце минувшего года Вильнюсское локомотивное ремонтное депо (ВЛРД) неожиданно оказалось в центре скандала, суть которого, по мнению проверяющих — "неразборчивость в связях"

Раздувая скандал, СМИ основной упор делали на то, что один из главных партнеров ВЛРД по бизнесу, связанный со сборкой локомотивов — российский концерн "Трансмашхолдинг", который выпускает в том числе военную продукцию и владельцы которого являются крупнейшими акционерами концерна "Калашников". В этом состояла политическая подоплека претензий, стоившая кресла руководителю ВЛРД Валентасу Стадальникасу и многолетнему главе Lietuvos gelezinkeliai (Литовских железных дорог) Стасису Дайлидке.

Вильнюсское локомотивное ремонтное депо сегодня находится в режиме строгих проверок, и пока трудно прогнозировать, к каким последствиям они приведут. Между тем в лице ВЛРД Литва обрела то, чего не было у республики даже в советские времена — тяжелое машиностроение.

Три ступеньки вверх

На предприятии годом своего рождения считают 2003-й, когда в его аббревиатуре появилось слово "ремонтное". Тогда депо стало заниматься капитальной починкой тепловозов — раньше за этим приходилось обращаться к зарубежным специалистам.

Следующим этапом (2005 год) стала модернизация ВЛРД: сначала магистральных, а затем и маневренных локомотивов. В рамках модернизации тепловозы также оснащали новыми, главным образом — американскими дизельными двигателями CATERPILLAR.

Вагон поезда на железнодорожном вокзале Вильнюса - Sputnik Литва
Заместителя генерального директора ЛЖД снимают с должности

Параллельно в 2013 году был налажен и ремонт различных электромашин, используемых в локомотивах. Одна из последних "поделок в этом жанре" — пассажирский дизельный локомотив ТЕР70 — была удостоена золотой медали за "Лучшее изделие года" (2015).

И, наконец, в 2009 году ВЛРД приступило к сборке маневренных локомотивов, а с 2012-го — и иной путевой техники. При этом важно подчеркнуть, что изначально в своих проектах предприятие ориентировалось на эксклюзивные машины с непременной долей ноу-хау.

Под данный критерий подходит практически любое изделие депо — приведем только два примера:

1) гибридный локомотив ТЭМ-35, особенность которого состоит в том, что в зависимости от дорожной ситуации используется комбинация электрической и дизельной тяги. Это дает 25% экономии топлива и 30% смазочных масел;

2) дрезина для оборудования и обслуживания контактных сетей. Это изделие, сделанное по заказу LG для электрификации железных дорог, не имеет аналогов в Восточной Европе.

География партнерства

Основным заказчиком продукции ВЛРД сначала были литовские железнодорожники, но вскоре появились и "сторонние", прежде всего — из России в лице ее крупнейшего предприятия транспорта — Трасмашхолдинга. Концерн выступил и заказчиком, и поставщиком со своих заводов тяжелой комплектации для сборки тепловозов (в том числе рам, колесных платформ).

Роль посредника стало выполнять дочернее предприятие — "Трансмашхолдинг-Балтия", которое возглавил клайпедский бизнесмен Сергеюс Герчюкас. Кроме того, в 2014 году возник вопрос и о создании совместного предприятия, но оно всерьез развернуть свою деятельность не успело.

Железнодорожная станция - Sputnik Литва
Грузоперевозки через Литву в Калининград увеличились

Впрочем, как рассказал бывший заместитель директора ВЛРД по качеству Александр Мовчан, сотрудничество ВЛРД "российским вектором" вовсе не ограничивалось. Притом, что уровень локализации труда в производстве депо находится в пределах 30-40%, стратегически оно вполне самостоятельное. И партнерские отношения складываются в зависимости от направления деятельности.

Например, среди них фигурирует чешская компания CZ Loco, специализирующаяся на средних и мелких локомотивах. А новое направление — производство дрезин и автомотрис — возникло в 2013 году после того, как заказанные чехам машины показались им неудачными. Тогда было решено опробовать их самим. За поддержкой и опытом обратились к итальянской компании SVI и австрийской Palfinger Raiway. Они и стали новыми партнерами ВЛРД. В их число также входит немецкая Zeppelin Systems и венгерская Mega techno.

ВЛРД существовала и существует параллельно в трех "измерениях": ремонт — модернизация — производство. В настоящее время изменилось только соотношение в объемах и доходах: сборка техники стала лидирующей.

По официальной версии, в ВЛРД идет проверка относительно "прозрачности" сделок. Разумеется, все упирается в политику; деловые отношения с российским партнером заморожены, и вряд ли новое руководство депо их восстановит. Поэтому прогнозировать судьбу предприятия, подчеркнем, достаточно сложно. Очевидно, что компании придется искать новых заказчиков и поставщиков "полуфабрикатов" для сборки новых машин. Даже если они окажутся успешными, на это потребуется время. А время, как известно — деньги.

Лента новостей
0