Китай не спешит инвестировать в Литву, но присматривается

© AFP 2023 / Anthony WALLACEГрузчик в китайском магазине
Грузчик в китайском магазине - Sputnik Литва
Подписаться
Глава КНР Си Цзиньпин посетил Финляндию 4-6 апреля — это первый за 12 лет визит председателя КНР в Северную Европу, тот регион, к которому относится и Литва

В политическом плане у Вильнюса и Пекина нет значимых противоречий. Литва придерживается так называемой политики одного Китая по отношению к Тайваню, что очень важно для Пекина, и не хочет портить резкими заявлениями возможности развития для своего бизнеса с крупнейшей экономикой мира.

Арктическая экспедиция Кара-зима 2015 - Sputnik Литва
Председатель КНР едет с визитом в Финляндию: речь пойдет об Арктике

Если посмотреть торговую статистику, то она сильно не отличается от той, что характерна для многих стран мира — Китай с большим отрывом лидирует по экспорту в Литву и принимает совсем немного литовских товаров. В 2016 году из Литвы в КНР ушло на экспорт товаров на 123 миллиона евро, а вот импортные товары из Китая составили приличную сумму в 702 миллиона евро. По провинции КНР Гонконгу, торговля по которой учитывается отдельно, ситуацию лучше — на экспорт ушло товаров почти на 34 миллиона евро, а по импорту поступило на 11 миллионов евро.

В общем товарообороте Китай неудержимо доминирует, и эта ситуация характерна для последних лет. В утешение можно сказать, что у большинства соседей Литвы ситуация не лучше. Так, в октябре-ноябре 2016 года Польша отправила товаров на экспорт в Китай на 1,4 миллиарда долларов, а ввезла из КНР на 17,5 миллиарда долларов.

У многих литовских экспортеров есть честолюбивые планы по наращиванию экспорта в Китай.

С весны 2016 года уже пятнадцать литовских компаний прошли процедуры согласования с китайскими властями по экспорту минеральной воды и схожих товаров, еще семнадцать компаний получили разрешения ввозить на рынок Китая молочную продукцию.

Китайский рынок открылся для литовской молочки >>

В то же время гонконгский эксперт по рынку Китая Луис Чан выражает тревогу, что экспорт продуктов питания из Литвы на этот рынок может не увенчаться большим успехом. Трудность в том, что литовские экспортеры, производящие небольшими партиями высококачественные продукты питания, столкнутся с жесткой конкуренцией давно уже присутствующих в КНР крупных западных компаний — они сделали ставку на среднее качество и одновременно — на более низкую стоимость.

Также очевидны проблемы для небольших компаний с раскруткой никому не известного бренда на очень специфичном рынке, с нехваткой денег для проведения дорогостоящих маркетинговых и рекламных мероприятий.

Моцарелла на доске - Sputnik Литва
Литовская моцарелла появится в китайских магазинах

C точки зрения имеющихся инвестиций, Китай еще не играет значимой роли для экономики Литвы. По итогам 2014 года хорошей новостью было, что Литва привлекла три четверти всех инвестиций Китая в страны Балтии. Плохой — то, что общая сумма составила лишь 12,5 миллионов долларов. Это не очень значимо, хотя и существенно превышает деньги китайских инвесторов, вложенные в Латвию (0,5 миллиона долларов) и Эстонию (3,5 миллиона). 

Почему Китай, который уже вошел в число трех крупнейших инвесторов мира, не спешит инвестировать в Литву?

Причины достаточно просты. Рынок Литвы слишком мал для сбыта продукции крупных предприятий, рабочая сила слишком дорогая по сравнению с расположенными рядом Беларусью и Украиной, законодательство жестко защищает права рабочих, что не позволяет надеяться на привычный в Китае рабочий режим. Напомним, в этой стране 10-12 часов для многих людей являются нормальной дневной нормой, а отпуск многими работниками вообще не берется из патриотических соображений по отношению к фирме.

Китайский банк может вскоре появиться в Литве >>

Перспективы наращивания инвестиций сами китайские компании связывают с двумя направлениями.

Прежде всего, имеет значение реализация на практике концепции Си Цзиньпина "Один пояс, один путь". В соответствии с этой концепцией Литва становится важным элементом транзита китайских товаров из самого Китая, которые затем идут по территории Казахстана, России и Беларуси в Скандинавию. По стоимости этот маршрут почти вдвое дороже морского, но по скорости опережает его почти в три раза.

Второй фактор интереса связан со строительством китайско-белорусского индустриального парка "Великий камень" под Минском. По мере развития проекта литовские порты могут рассчитывать на все большее количество заказов по поставкам в парк комплектующих и сырья, а также по экспорту готовой продукции в Скандинавию. 

Лента новостей
0