Путешественник года по версии Sputnik: Йонас Юкнюс

© Sputnik / Константин КонкинЛитовец Йонас Юкнюс и кыргызстанец Союзбек Салиев на одномоторном самолете Mooney Ovation-2 отправились в кругосветное путешествие из Кыргызстана
Литовец Йонас Юкнюс и кыргызстанец Союзбек Салиев на одномоторном самолете Mooney Ovation-2 отправились в кругосветное путешествие из Кыргызстана - Sputnik Литва
Подписаться
Sputnik Литва среди выдающихся людей Литвы 2016 года отметил 72-летнего литовца Йонаса Юкнюса, который осуществил кругосветное путешествие на одномоторном самолете в качестве штурмана. Совершать длительные перелеты Юкнюсу не впервой.

ВИЛЬНЮС, 31 дек  Sputnik. 25 августа 72-летний литовец Йонас Юкнюс и 47-летний кыргызстанец Союзбек Салиев на одномоторном самолете Mooney Ovation-2 отправились из Кыргызстана в путешествие вокруг земного шара, рассчитанное на 50 дней. Для выполнения длительного перелета самолет был специально переоборудован в Европе. 

Вокруг света на воздушном шаре: Федор Конюхов установил мировой рекорд - Sputnik Литва
Вокруг света на воздушном шаре: Федор Конюхов установил мировой рекорд

Летчик-путешественник Салиев был капитаном судна, Юкнюс — штурманом. 

Полет выполнялся в честь 25-летия независимости Кыргызстана, но можно с уверенностью сказать, что окончание кругосветки Юкнюса и Салиева стало предметом гордости не только для жителей Кыргызстана, но и всей Литвы.

Перелет длился 64 дня. Протяженность маршрута по "великому кругу" (воздушный путь вдоль экватора) составила 46,7 тысячи километров.

Экипаж пересек три океана — Индийский, Тихий и Атлантический, Африку, Южную Америку, Океанию, Азию и совершил 20 посадок в разных странах с целью дозаправки.

© Фото: Союзбек Салиев, Йонас ЖукнусНебо, которое наблюдали путешественники за штурвалом самолета
Самолет двух путешественников - Sputnik Литва
Небо, которое наблюдали путешественники за штурвалом самолета

В пути случались задержки. Так, в Кот-д'Ивуаре путешественники провели десять дней, отчасти из-за нелетной погоды. 

"Мы попали туда в период сильных дождей. К тому же, когда летели из Судана над Сахарой, фильтры самолета наполнились красной пылью. Лететь дальше было опасно — пришлось заказать новые масла и ждать их доставки. Еще надо было привести в порядок кое-какие документы, ведь нам приходилось получать визу в каждой стране пребывания", — вспоминает Салиев.

© Фото: Союзбек Салиев, Йонас ЖукнусВид из самолета на фото, сделанном экипажем
Самолет двух путешественников - Sputnik Литва
Вид из самолета на фото, сделанном экипажем

Летчики признались, что когда в конце путешествия после почти 12-часового перелета они увидели землю, радости не было предела, а "усталость куда-то ушла". 

"Под нами была такая красота! Десятки, может, даже сотни лагун… Жаль, что не было возможности это сфотографировать. Приземлились мы, когда уже темнело, в аэропорту бразильского города Ресифи", — рассказывает Салиев.

В аэропорту Бишкека "Манас" вернувшихся из кругосветки летчиков ждала теплая встреча. Для самолета путешественников был приготовлен водный салют, а для покорителей неба — цветы, крепкие объятья, национальные угощения и подарки.

Два литовских байкера за два года планируют покорить на мотоциклах пять континентов>>

Теперь летчики планируют полет в Боливию.

Мечта воздушного волка

Йонас Юкнюс — профессиональный пилот с большим стажем, который совершал длительные перелеты. Так, Атлантический океан на одномоторных самолетах он пересекал, по меньшей мере, четыре раза. В первый раз — в 1993 году, когда отмечали 60-летний юбилей перелета, который совершили через Атлантику литовцы Степонас Дарюс и Стасис Гиренас на самолете "Литуаника".

Воздушное cудно Airlander 10 - Sputnik Литва
Самый большой воздушный корабль поднялся в небо в Великобритании

Когда Юкнюс перевозил пассажиров на самолетах Ан-2, An-24, Як-40, он задумался о том, чтобы облететь вокруг земного шара. В 2012 году пилот вместе с предпринимателем и авиатором Игнасом Кривицкасом воплотил свою мечту. Мужчины стали первой литовской командой, которая совершила кругосветное путешествие на одномоторном самолете. Кроме того, Юкнюс и Кривицкас стали одними из 326 жителей планеты, которые совершили кругосветное путешествие на одномоторном самолете.

Полет литовцев длился 43 дня. Летчики дважды пересекли экватор, а протяженность их маршрута превысила 37 тысяч километров. Международная федерация аэронавтики в Лозанне (Швейцария) подтвердила кругосветный "статус" этого полета только в 2013 году — прислала пилотам дипломы и значки с алмазом.

П/к российского путешественника Ф. Конюхова - Sputnik Литва
Конюхов вдохновил сына посла ЕС на путешествие через Литву

Вылет состоялся из города Штраубинга (Германия). Самолет полетел на восток и от экватора в среднем отдалился на 220 километров к северу. Несколько раз летчикам приходилось отдаляться от экватора на очень большое расстояние. Так, когда Юкнюс и Кривицкас стартовали и финишировали в аэропорту Штраубинга, от экватора они "ушли" на 5 419 километров. Кроме того, чтобы облегчить полет над Андами, летчики отдалились на 4 588 километров на юг.

О намерении мужчин облететь вокруг земного шара знали только их близкие. У летчиков при себе был спутниковый телефон, по которому они могли сообщить диспетчерам свои координаты, а также аварийный приводной передатчик (ELT), который мог автоматически установить место нахождения самолета и выслать информацию в случае несчастья. Во время полета литовцы питались по-спартански — хлеб, орехи, сухофрукты, печенье и около пяти литров воды на один отрезок пути.

С начала прошлого века кругосветное путешествие на одномоторном самолете совершили более 200 летчиков.

Лента новостей
0