Случилось страшное: литовские дети побывали в России. Это было такое прекрасное скаутское приключение. Природа. Костер. Романтика. Даже не Гайдар. Джек Лондон на российском просторе. Встретились со сверстниками в детском лагере. И — внимание. Постояли рядом с "Ночными волками" Залдостанова. Они потрогали Хирурга. На некоторых пахнуло горячим маслом вздрагивающего от нетерпячки мотоцикла. Ноздри литовских детей вдохнули запах пропотевшей кожи. И вместе с ним в их сердца проникла притягательная, неотвратимая, прельстительная сермяга российской пропаганды.
Они перестали верить, что годы с составе Советского Союза были для Литвы одним сплошным кошмаром. Мрачным периодом оккупации, когда всех детей СССР изводили тоталитаризмом и обстругивали на коммунистическом фрезерном станке.
Дети внезапно поняли, что стоящие до сих пор на полках у их родителей и дедушек тома Библиотеки всемирной литературы для детей, где настоящей жизнью, законами природы, чести, справедливости пахнут Лондон, Сетон-Томпсон, Зальтен вышли в исчезнувшей, не райской, но вполне нормальной стране, для нормальных детей — ну не даром же в ту редколлегию входил Эдуардас Межелайтис. Прекрасный литовский поэт. Литовский, но не мелкий. Не местечковый. Да, коммунист. Но написавший однажды:
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках.
Так стою, меж двумя шарами —
Солнечным и земным.
Не важно — литовец, русский. Да хоть англичанин. Хоть Залдостанов. Человек, вот что важно. Видеть мир таким здорово. Остальное мелочи. Вот что внезапно поняли литовские дети в России. Или что-то вроде этого.
Больше того, нашлись люди, и уже не в России, а в самой Литве, да еще и в католической общине, которые стали рассказывать литовским детям, что мир не прост, история заковыриста. И даже сыграли детям гимн Советской Литвы. Ну, не предатели ли?
Автором слов к тому старому, в меру пафосном гимну, кстати, был Антанас Венцлова. Коммунист. Но очень хороший поэт и прозаик, и тоже абсолютно не мелкий, не местечковый. Иногда отпускавший на волю ребенка, который скрытно жил в его взрослом коммунистическом теле. Вот, что он написал однажды: "А радуга на продвинувшейся вдаль, но все еще посверкивающей, погромыхивающей туче сияла просто удивительно. Так бы и бежать к ней по лугам и пашням — хотя бы к тому ее концу, который пьет воду из нашего озерца…"
Такой вот нежный пропагандист тоталитаризма.
Все это настолько в пику одномерности, узости, одноколейности, которые на уме у многих литовских чиновников, что они разразились очень смешными и очень грустными речами. Они ничуть не походили на живые строки литовских классиков. За ними не побежишь по радуге. Не примешь солнце в крепкие руки.
"Мы должны знать, что это связанно с политическими целями, недружественными нам, и что такие ситуации опасны. Это может привести к провокациям, как это случилось на этот раз", — проныли и пронудели рыбоглазые чиновники.
Но, как выразился Залдостанов, "поздняк метаться" скучным, русофобским столоначальникам: вся их искусственная конструкция, оказывается, рушится одним вдохом у горячего мотоцикла? Одной экскурсией в музей автомобильной и военной техники в Подмосковье? Одной прокруткой старого гимна? Одной цитатой из хорошего стиха?
Нет, разумеется. Все сложней. Не будем преувеличивать. Но живой звук, цвет и запах подлинности, который вдохнули литовские дети в российском летнем лагере, действительно опасен тем, кто все наше общее прошлое готов выбросить из истории. Не хочет общего настоящего и запугивает новое поколение страшной, агрессивной Россией.
Короче, читайте, ребята, хоть Сетон-Томпсона, хоть Межелайтиса. Живите широко. Вас обманывают, когда держат за малозначащих жителей незаметных стран. Нет, вас никто не заставит становиться "Ночными волками", хотя разок попробовать хочет каждый мальчишка. Должен хотеть. Главное, в шар земной упирайтесь ногами. Ну, и далее по тексту.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.