ВИЛЬНЮС, 21 июн — Sputnik. На главный вопрос — возможна ли энергонезависимость стран Балтии — отвечает главный редактор аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.ру Борис Марцинкевич в интервью для Sputnik Литва.
- Судя по амбициозным заявлениям европейских лидеров, достижение энергонезависимости — политически оправданная задача, которая решается, в том числе, технически. А как с финансовой точки зрения? Да и с технической тоже?
— Энергонезависимости от кого? От России? Когда будет решен вопрос энергонезависимости Европы, тогда и Прибалтики. Пока это не решается никак.
Что такое финансы? Пока мы платим деньги, это товар. Но специфический, продажа и потребление которого определяется законами физики.
Говорить об энергонезависимости от России — неверно. В Советском Союзе была самая большая объединенная энергетическая система на Земле. После развала СССР была подписана ассоциация об энергетическом взаимодействии. Страны Балтии сказали, что они самостоятельные, и вошли в состав энергетического кольца БРЭЛЛ (Беларусь, Россия, Эстония, Латвия, Литва), где и пребывают. Чтобы стать окончательно независимыми, странам надо было построить дополнительные энергетические мощности. Такие "богатейшие страны", как балтийские, построят это никогда.
- Ну, а как же высказывание о том, что к 2025 году все разрешится?
— Было принято политическое решение ЕС об отключении стран Балтии от БРЭЛЛ к 2025 году. Для этого уже сейчас в Эстонию проложен кабель из Финляндии и будет прокладываться второй. Литва подсоединена к Швеции и Польше, т.е. получается замечательное кольцо, которое как бы должно работать.
Технически процедура всех подключений была закончена в декабре 2015 года. Прошел 2016 год — можно итоги подводить. Без аварий в течение года оно работало больше трех недель, все остальное время ремонтировалось. А когда все было в порядке, Польша по ночам отключалась, мотивируя тем, что дешевое литовское электричество, которое поступало из Швеции, им не нужно.
Почему случались аварии? Из-за природных условий держать постоянную частоту электроволны сложно. Технически вопрос можно решить с помощью специальной вставки постоянного тока.
- Говорят, что дополнительная линия энергопередачи между Польшей и Литвой может быть построена за 190 миллионов евро…
— Но есть точка перехода, где все равно нужна такая вставочка. Аварии в любом случае будут, если нет вставки постоянного тока. Стоит она 350 миллионов евро. С учетом перетоков Эстония-Финляндия, Литва-Швеция, Литва-Польша, надо восемь комплектов. Итого — два миллиарда 800 миллионов евро.
- Но будет ли самостоятельная энергосистема?
— Самостоятельности не будет. Электроэнергия все равно будет получаться из Польши, Финляндии, Швеции. Для того, чтобы была независимость, нужны свои собственные электрогенерирующие мощности. На территории построить их негде — гор нет, реки равнинные. Можно, конечно, чисто искусственно построить, и сразу вопрос — когда окупится?
- Как сложилась ситуация с энергообеспечением после закрытия Игналинской АЭС?
— До того момента, пока она работала (она была самая новая на тот момент в СССР) проблем не было. Закрывали ее искусственно, просто так. Таково было решение ЕС, которому энергонезависимая Прибалтика тоже не нужна. Дисциплину ведь можно поддерживать при помощи рубильника…
- Сейчас в Беларуси строится БелАЭС, говорят, она тоже небезопасна? Очень боятся в Литве, расставили сирены, паника началась.
— То, что строится, это новый реактор поколения 3+. Специалисты МАГАТЭ считают, что это самый безопасный в мире реактор, ничего более нового на Земле нет. Систем безопасности на ней около 50, в том числе рассчитанных на попадание в корпус реактора самолета, землетрясения, которые в Беларуси "часто случаются", но они и это учли, учитывая опыт Фукусимы. Истерика, которую закатывает Литва, совершенно искусственна. Она технически не оправдана никак и ничем.
Подробнее о конфликте Литвы и Беларуси по вопросу БелАЭС можно прочитать тут >>
Такая же станция работает в Воронеже. Приехали туда все, посмотрели, но литовцы не едут.
- Почем литовцы не едут и говорят, что не приглашают?
— Приглашают, всех приглашают. Не ездят, потому, что им не хочется. Комфортнее никуда не ездить, и рассказывать сказки о том, что опасно. Им некогда ездить, они готовятся к нападению "зеленых человечков" и еще к чему-то. Не едут, но кричат. Страна суверенная, хочет кричать — пусть кричит.
- Россия не собирается с помощь АЭС устроить этакий теракт?
— Дороговаты такие теракты. Теракт против суверенной Литвы стоимостью 10 миллиардов долларов США? С риском поставить под удар население братской Беларуси? Да это романы писать можно…
- Нельзя не упомянуть российских хакеров, которых обвиняли в атаках на энергосистему стран Балтии. Те же источники утверждают, что Прибалтика сумела отгородиться. То они всемогущи, то настолько слабые… Действительно ли можно остановить поток в турбинах, находясь где-то в другой стране?
— Сложно это представить. В СССР было специальное диспетчерское управление, которое выдержало все реформы и перемены. Данные 2016 года показывают, что в 2016 году в Литву было поставлено 500 миллионов квт/час электроэнергии. Сотрудников-операторов никакие политические заявления не касались, они просто выполняют свою работу. Страны Балтии в кольце БРЭЛЛ, исправно перекачивают электроэнергию в Калининградскую область…
Порядка 40% электроэнергии, которую получает Калининградская область, проходит по сетям Литвы. Но в области сейчас строят одновременно четыре электростанции, которые обеспечат электроэнергией даже при росте энергопотребления на 5% ежегодно на следующие 50 лет. Строительство там приостановлено, но может возобновиться в любой момент, как только будут найдены потребители.
В свете строительства электростанций в Калининградской области и БелАЭС, очевидно, что после запуска в эксплуатацию атомной станции, БРЭЛЛ обойдется баз балтийских стран. Потому, что мощностей хватит "за уши".
- Возможна ли либерализация газового рынка?
— Теоретически да. Если бы в балтийских странах появились новые могучие потребители газа, которые оправдали бы новую газотранспортную систему и инвестиции в нее. Литовцы провели эксперимент — сжиженный газ, который они получают из Норвегии, дороже российского в четыре раза. Латвия, видя соотношение цен с норвежским газом, решает, что российская труба нравится больше. Тем более, что труба в свое время была модернизирована, там повышенный уровень безопасности. Проблема в логистике. Газ приходит со стороны моря, и его надо продвигать внутрь континента — а это трубы, компрессорные станции, то есть деньги.
-Латвия будет покупать электроэнергию с БелАЭС?
— Если предложат по приличной цене — почему бы и нет? Потому, что вставку постоянного тока, который обеспечит безаварийную работу, им никто не поставит.
Если у Латвии будет желание и будут потребители, она, может, и приблизится к энергетической независимости.
- А что со строительством Rail Baltica?
— Для снабжения "воюющего" государства она, конечно, необходима… На вопрос, что возить по железной дороге, вразумительного ответа никогда не было.
Подробнее о строительстве Rail Baltica можно найти здесь >>
Объем торговли вполне нормально обеспечивается автомобильными фурами. Населения маловато, товары не нужны. Можно рассказывать про геополитику, но на ум приходит только слово "коррупция". Это выкуп земли у частников… Надо точно знать маршрут и стать владельцем земли, где надо.
- Отказ от "Северного потока-2" — аргументы, которые приводят министры — доводы логические или мы их просто не понимаем?
— Реально Латвия обеспечена газом от природы (газовое хранилище в Инчукалнсе). Им не нужен "Северный поток". Политические отношения между Эстонией и Латвией регулируются этим хранилищем.
А отказ (Литва отказалась от участия в проекте — прим. Sputnik) от участия в "Северном потоке-2" — это отказ от денег. Политическое решение, мне непонятное.
Понятно, что появление "Северного потока-2" и появление "Турецкого потока" делает бесполезным газотранспортную систему Украины, может, это знак солидарности.
Подробнее о газовой теме в Литве можно прочитать здесь >>
Не строя "Поток", Россия ставит под удар снабжение Европы. Потому что, газотранспортная система и оборудование Украины изношены на 80%, а чтобы она функционировала, надо было вложить (по состоянию на 2012 год) 10 миллиардов долларов США. А в результате событий последних лет стало не до того.